В новом фантастико-комедийном блокбастере «Пиксели» пришельцы атакуют Землю в несколько раундов. Они нападают на Америку, Индию, Британию… И еще два раза на Америку. Странно, не так ли?
В почти любом другом случае для ответа на такой вопрос нам пришлось бы погадать на кофейной гуще или довериться голливудским сплетням. Однако прошлогодняя грандиозная утечка корпоративной переписки и внутренних документов Sony предоставила нам уникальную возможность заглянуть за кулисы студии. Конечно, это не очень этично, но раз уж эти материалы были выложены в открытый доступ, то было бы непрофессионально ими не воспользоваться.
Что же из них можно узнать о «Пикселях»? Что студия отказалась от погони в Китае и от разрушения пришельцами Великой Китайской стены (в одном ряду с другими знаменитыми памятниками архитектуры) по совету своего китайского представителя. Тот заметил, что из-за таких сцен у «Пикселей» могут быть проблемы с государственными цензорами, которые решают, какие западные блокбастеры выйдут в китайский прокат. И хотя вероятность этих проблем, по его оценке, была невелика, он не мог гарантировать, что цензоры не придерутся к разрушению Китая в голливудском фильме и к тому, что страну спасают не местные герои, а американские геймеры под личным командованием американского президента. А когда вы снимаете кино за 90 миллионов долларов, лучше перебдеть, чем недобдеть.
По той же причине из сценария были вычеркнуты комическое поминание «коммунистических негодяев» и перечисление Китая в одном ряду с Ираном и Россией – то есть со странами, которые могут напасть на Америку (это слова из начала картины, когда персонажи еще не знают, что Землю атакуют пришельцы). Китайские цензоры – люди внимательные и придирчивые.
Не только у Sony, но и у всех голливудцев есть веские причины подлаживаться под китайскую цензуру. Из-за многочисленности населения и обилия кинотеатров американские блокбастеры могут зарабатывать в Китае огромные деньги. Так, в этом году «Форсаж 7» после двух недель проката собрал в США и Канаде 320 миллионов, а в Китае – 326 миллионов долларов. И это уже не первый подобный случай. Однако китайцы в настоящее время пропускают в свой прокат лишь 34 американские картины в год. Вернее, пропускают-то они больше (примерно в два раза больше), но только китайские прокатчики 34 американских фильмов вправе делиться сборами с создателями картин. Все остальные ленты покупаются за фиксированные и небольшие по голливудским меркам суммы, и их авторы не имеют права на доходы от китайского проката. Так что для создателей блокбастеров значение имеют лишь 34 слота, и за них разворачивается жесткая конкуренция. Те студии, которые не подстраиваются под китайскую цензуру, рискуют вылететь из бизнеса.
Чего китайские цензоры не любят? Прежде всего, изображения китайцев преступниками и бедняками. Причем это касается не только современных героев. Так, роль Чоу Юн Фата в третьей серии «Пиратов Карибского моря» для китайского проката была вдвое сокращена, поскольку знаменитый гонконгский актер сыграл китайского пирата. Естественно, даже речи быть не может о «наездах» на китайское правительство и на его национальную политику (прощайте, экранные борцы за свободу Тибета!). Чрезмерное прославление Америки и американской армии тоже цензорам не нравится. А вот съемки в Китае и задействование китайских звезд приветствуются – при условии, что страна и ее жители будут изображены в положительном свете. Например, «Петле времени» очень помогло то, что часть ее действия развивается в Китае и что жену персонажа Брюса Уиллиса сыграла китайская актриса Цин Сюй. Изначально режиссер Райан Джонсон планировал съемки во Франции, но работать с китайцами оказалось выгоднее.
Как видите, создатели блокбастеров могут активно сотрудничать с китайскими кинематографистами и властями (как авторы «Петли времени» или «Транформеров 4»), вычеркивать из сценариев все спорные «китайские» сцены и реплики (как авторы «Пикселей») или создавать отдельную монтажную версию для Китая (как авторы «Железного Человека 3», которые для китайского проката добавили в фильм сцены с китайской звездой Фань Бинбин). Но в любом случае игнорировать Китай они не могут, и им приходится выполнять все тамошние предписания и следить за вкусами цензоров. Так что, например, войну США с Китаем мы уже на экране, видимо, никогда не увидим. Разве что такое кино поставят сами китайцы.
Хорошо это или плохо? Очевидно, это плохо для сторонников далай-ламы, которых в Голливуде немало, и это печально для милитаристов, которые хотели бы, чтобы Голливуд пропагандировал противостояние с Китаем, а не подлаживался под цензоров-коммунистов. Но плохо ли для мира и искусства, что китайцы не позволяют разжигать с ними вражду? И при чем здесь вообще искусство, если речь идет о блокбастерах, которые создаются исключительно для зарабатывания денег? Никто не мешает американским режиссерам снимать недорогое артхаусное кино, у которого нет шансов пробиться в широкий китайский прокат. В таких лентах китайцев можно показывать так, как американцам заблагорассудится. А вот если снимается блокбастер, то надо думать обо всех значимых прокатных рынках. Иначе на них не удержаться.
А что же Россия? Вкусы нашей страны голливудцы тоже учитывают. По крайней мере, если судить по переписке Sony. Правда, к нам относятся не с таким пиететом, как к нашему юго-восточному соседу. Судя по тому, что никто во время планирования и съемок прошлогоднего боевика «Великий уравнитель» не задумался, как в России будет воспринято истребление Дензелом Вашингтоном целой армии русских бандитов. Но когда картина готовилась к прокату, мнением российских представителей Sony поинтересовались, и те посоветовали по крайней мере сделать злодеев не россиянами, а русскими иммигрантами.
Так что теперь в американской версии «Уравнителя» главный злодей живет в Москве, а в русском переводе фильма он обитает в Ирландии, и фамилия у него не Пушкин, а Пушкевич (может, это белорусский гангстер?). Студия даже подумывала для российского релиза «замазать» русские татуировки бандитов, но сочла это слишком дорогим удовольствием для среднебюджетной картины с актером, который в нашей стране никогда не был суперпопулярен.
Выиграли ли мы от этого или проиграли? Вроде бы проиграли, поскольку мы не увидели в точности тот фильм, который сняли в Америке. Но зато к нам проявили уважение и под нас подстроились. А это многого стоит. Вот бы нам еще разбогатеть настолько, чтобы голливудцы не только переименовывали русских бандитов, но и брали на их роли наших актеров… Пусть те хоть иногда поработают с голливудскими суперпрофи и узнают, как надо снимать большое кино!