Не особенно насыщенный действием, но глубоко эмоциональный новый фильм от автора «Бункера» демонстрирует подвиг отдельного человека, восставшего против нацистской машины. Лучшее зрелище для Дня Победы
1939 год. Накануне традиционного ежегодного выступления Адольфа Гитлера перед своими соратниками в Мюнхене скромный неприметный человек проникает в зал будущего торжества и устанавливает бомбу с часовым механизмом. По дороге из города злоумышленник попадает в лапы полиции и уже в камере узнает о том, что его покушение претерпело неудачу – Гитлер был краток и уехал со встречи на 13 минут раньше, чем случился взрыв. Подозрительный плотник, задержанный полицией, становится фигурантом расследования покушения. Что двигало этим человеком? Кто стоял за его решением убить фюрера? Какое наказание предусмотрено за подобное кощунство? С ноября 1939 года началась пятилетняя пытка немецкого антифашиста Иоганна Эльзера…
Какие бы изменения ни претерпевало современное общество, как бы ни складывались отношения между странами, народами и политиками – величайшая война в истории человечества, выпавшая на долю европейских народов в середине прошлого века, остается общим тяжким воспоминанием, общей бедой, общей болью. Какая бы из сторон ни пыталась присвоить себе единоличные лавры победы, кто бы ни прикрывался именем Великой Победы, факты остаются фактами: в мировой войне не может быть единого победителя и одного проигравшего. Глупо отрицать участие во Второй мировой американцев, наивно полагать, что Франция, Дания и Голландия без боя легли под нацистов, крайне недальновидно весь итальянский и немецкий народ обвинять в фашизме – свои борцы за мир и светлое будущее были везде. Знать и понимать, кто такой Иоганн Георг Эльзер, должны все, не только немцы, для которых он был соотечественником.
Жизнь часто подбрасывает сюжеты, с которыми не сравнится ни один сценарий, и покушение Эльзера на Гитлера – это именно та история, которую нарочно не придумаешь. Всего 13 минут (по другим данным – 7) отделили Гитлера от верной смерти в ноябре 1939 года, и это само по себе удивительное свойство времени – событие, укладывающееся в мизерную четверть часа, дает «круги на воде времени» длительностью в десятилетия. Не менее яркой была судьба Эльзера и после ареста – ему пришлось пройти через все круги ада, им занимались высшие чины германской карательной машины, сам Гитлер требовал «расколоть» крепкий орешек и выбить признания о сообщниках. Но герой выстоял и принял мученическую смерть лишь в самом финале войны, лишь потому, что важного пленника ни в коем случае нельзя было оставлять в живых при отступлении агонизирующей германской армии.
Однако все это лишь верхушка айсберга, и если вы надеетесь на драйвовый боевик, аналогичный «Операции “Валькирия”», то спешим огорчить – вся «боевитость» «выдохнется» еще до начальных титров. «Взорвать Гитлера» рассказывает совсем не о взрыве, не о тщательной подготовке даже. Это кино о том, как в человеке просыпается, растет, а затем и превращается в эмоциональную бомбу неприятие нацизма, фашизма и милитаризма. Большая часть картины посвящена тому, как Эльзер пришел к пониманию того, что Гитлер и нацисты ведут Германию к краю пропасти. И авторам картины удалось это великолепно – картина даже без обилия стрельбы и погонь смотрится на одном дыхании. Борьба остается борьбой, даже если она ведется в границах небольшого городка.
Безусловно, найдутся и те, кто обвинит картину в слишком вольной трактовке фактов, в безоговорочном обелении коммунистов, которые в том же 1939 году, со своей стороны, кромсали Польшу не хуже нацистов. Да и еврейский вопрос обязательно навязнет в зубах после просмотра «Взорвать Гитлера», но иного ждать и не приходится. У руля картины стоит знаменитый немецкий постановщик Оливер Хиршбигель, тот самый, который, с одной стороны, уже однажды препарировал отношения заключенный-надзиратель в «Эксперименте», а с другой – наступал на больную немецкую мозоль драмой «Бункер». Хиршбигля не слишком интересует антураж, хотя сцена казни, скажем, показана даже слишком натуралистично, он углубляется в характеры, он ставит на передний план человека. Пусть этот человек всего лишь простой плотник, пусть он не всегда идет верным путем, пусть его промах привел к непоправимым последствиям для его семьи, Эльзер в глазах Хиршбигеля – настоящий титан. Титан духа, колосс веры в справедливость, столп антифашизма.
«Взорвать Гитлера» – не та картина, которую можно оценить однозначно, чью оценку можно уместить в пару строк резюме. История Эльзера слишком страшна и многослойна, представить, что было бы с миром, пройди покушение по его плану, сложно – слишком многое в Германии конца 30-х требовало реконструкции. Но человечески картина получилась очень сильной, живой и эмоционально насыщенной. Мир по-прежнему нуждается в героях, и не только в вымышленных, облаченных в железные костюмы или комиксные маски, но и в простых плотниках, верящих в справедливость и верховенство свободы над тиранией.
С 28 апреля в кино.