Сняв «Начало» /Inception/ (2010)Кристофер Нолан, совершил революцию в кино – это признают уже все. Во-первых, он снял умное кино, такое, в котором надо следить за сюжетом, и если кончился попкорн – ты пропал: либо пойдешь за попкорном и вообще перестанешь понимать, о чем кино, либо так и будешь сидеть до конца фильма без попкорна. А во-вторых, он снял умное кино, которое делает кассу – вторую неделю фильм не покидает первого места в чарте бокс-офиса. За прошедший уик-энд «Начало» собрало примерно $43,505,000 (по предварительным данным), потеряло всего тридцать процентов по сравнению с прошлыми выходными и накопило $143,663,000 за первые десять дней проката. Нолан снова молодец.
Догоняет интеллектуальный шедевр шустрая дебютантка «Солт» /Salt/ (2010) – соленая девушка из ЦРУ собрала 36,5 миллионов долларов в первые выходные проката с чуть-чуть меньшей наработкой на копию, чем у Начала: 11,4 против 10,5 тысяч долларов. Тут нас обуревают смешанные чувства. С одной стороны, там есть Анджелина Джоли, которая в первых кадрах фильма в синяках и белом белье в цветочек подвергается измывательствам разведчиков и вызывает сочувствие. С другой стороны, сам фильм – это клюква космической развесистости, «Красная жара» наших дней и отголосок холодной войны. Народу Соединенных Штатов Америки, впрочем, нравится, что вызывает некоторые опасения за этот самый народ.
На третьем месте «Гадкий я» /Despicable Me/ (2010), которого продолжают смотреть со страшной силой: $24,100,000 за выходные, $161,700,000 за три недели проката. Он падает еще медленней «Начала» – 26% по сравнению с предыдущими выходными. Результат фантастический. Но мультикам, старательно сделанным в пиксаровском стиле, вообще так полагается.
«Ученик чародея» /Sorcerer's Apprentice, The/ (2010) продолжает падать, и делает это довольно грациозно: $9,685,000 за выходные и $42,643,000 за десять дней проката (плюс еще примерно 25 миллионов за пределами США, главным образом, очевидно, из России). Потеря 45% по сравнению с предыдущими выходными считается у голливудских аналитиков приличной, а вот сорокамиллионные сборы против 150-миллионного бюджета – не очень. Однако никто до сих пор почему-то не ругает Николаса Кейджа «боксофис пойзон» (ядом для бокс-офиса), да и работы у того, вопреки всей рыночной логике, вполне хватает. Хотя вот Джерри Брукхаймер его на свой фильм не скоро позовет.
Замыкает пятерку «История игрушек: Большой побег» /Toy Story 3/ (2010) – главный кассовый хит этого лета, внушающий мрачноватое уважение и восхищение. Третья часть заглохшей еще в прошлом веке франшизы, кукольный мультфильм, сделаный методами 3D, $9,030,000 в шестые выходные проката, $379,529,000 за полтора месяца. Никакая Джоли в наше время такого результата уже не добьется, увы.