Гигантские ящеры, населявшие землю миллионы лет назад, с момента обнаружения учеными их останков будоражили умы фантастов
Удивительно, но первое появление динозавра на экране стало одновременно точкой отсчета в истории мультипликации – в 1914 году художник Уинзор МакКей создал анимационный фильм с названием «Динозавр Герти». Строго говоря, это не была первая анимационная работа ни этого художника, ни экспериментаторов на ниве созданного братьями Люмьер магического аппарата. Однако именно в «Динозавре Герти» впервые появился сюжет и ведущий персонаж, который имел определенный характер и личностные качества. Для создания пятиминутного анимационного фильма МакКею понадобилось вручную изготовить свыше 10 000 рисунков, на что у художника ушел целый год. В результате на экране появилась обаятельная многотонная Герти (да, первенцем была девочка), которая была не слишком разборчива в еде, конфликтна, но при этом невероятно мила. На вопросы, почему МакКей сделал главным героем своего самого знаменитого фильма именно динозавра, художник отвечал, что ему хотелось создать на экране нечто такое, что невозможно было снять на камеру в реальном мире. Так впервые с экрана на зрителей посмотрел доисторический ящер.
Можно было бы предположить, что следом за анимационным воплощением динозавры смело шагнут в игровое кино, однако этого важного шага пришлось ждать долгие 10 лет. За это время режиссер Гарри О. Хойт и специалист по покадровой съемке Уиллис О’Брайен подготовили грандиозный для своей эпохи проект – экранизацию романа Артура Конан Дойла «Затерянный мир». Вышедшая в 1925 году одноименная картина произвела настоящий фурор, восторг от оживших на экране ящеров испытал даже сам Конан Дойл, немедленно одурачивший легковерное Общество американских иллюзионистов демонстрацией этой якобы документальной ленты. Способ, использованный для изготовления фигур динозавров О’Брайеном, используется и поныне – основу такого монстра составляет металлический каркас, сверху накладываются резиновые «части тел». Все это вместе можно снимать покадрово, аналогично кукольной мультипликации. В «Затерянном мире» (первом фильме-катастрофе в истории, надо отметить) О’Брайен попробовал в одном кадре свести «кукол» и живых актеров. Тщательная работа постановщика умело прячет прием этих совместных съемок – анимация и игровой фильм снимались на двух экранах, а затем совмещались при монтаже. Единственное, чего, пожалуй, недоставало динозаврам в «Затерянном мире» – это их фирменного рыка, но что поделать, эпоха немого кино…
Успех «Затерянного мира» заставил многих поклонников фантастики взяться за реализацию ранее казавшихся невыполнимыми проектов. Одним из таких энтузиастов стал Мэриан Купер, уже более десяти лет лелеявший надежду снять фильм о гигантском монстре, привезенном с таинственного острова в центр цивилизации. В качестве монстра ему представлялась огромная обезьяна – так на свет появился Кинг-Конг. Для решения вопросов постановки сцен с ящерами, населяющими остров Конга, был приглашен уже известный нам Уиллис О’Брайен, который к тому времени еще больше отточил свое мастерство. Конечно, львиная доля внимания в фильме уделялась Кинг-Конгу, но, глядя на сцену борьбы невероятной гориллы с ящерами, нельзя не отдать должное О’Брайену – его мастерство достигло невиданных высот.
Не одними куклами, впрочем, пытались произвести на зрителей впечатление режиссеры того времени. Оригинальный поход к постановке применил, например, Хэл Роач в своем фильме «Миллион лет до нашей эры» 1940 года – тираннозавра у него изображал человек, наряженный в костюм ящера, трицератопса «сыграла» свинья, загримированная резиновыми накладками, а изобразить диметродона пришлось крокодилу с приклеенным к спине «парусом». Сейчас это кажется смешным, но в 1941 году картина получила номинацию на «Оскар» за лучшие спецэффекты!
А сейчас перенесемся на противоположную сторону земли, в Японию. Конечно, «народного героя» Японии Годзиллу называть динозавром не совсем правильно, все-таки это полностью вымышленное мифическое существо, однако в разрезе технологий обойти феномен азиатского радиоактивного монстра никак нельзя. Тяжело переживающая морально и физически последствия бомбардировки Хиросимы и Нагасаки Япония самыми разными способами кричала об атомном ужасе. Один из создателей «Годзиллы» Томоюки Танаке мечтал рассказать в кино документальную историю о судьбе японских рыбаков, попавших в зону американских ядерных испытаний, но не получил на такую постановку разрешение. Его недовольство сублимировалось в историю древнего ящера, разбуженного испытаниями водородной бомбы. Несмотря на то что фильм снимался в 1954 году, через 30 лет после выпуска «Затерянного мира», японцы, не имея толковых специалистов, не рискнули делать кино в технике покадровой съемки. Годзиллой предстояло стать актеру, и стоило это немалых страданий – костюм монстра весил почти 100 килограммов, в нем было невероятно жарко и не было возможности дышать. Однако все страдания окупились сторицей – Годзилла сейчас один из символов Японии.
Соцлагерь не просто не отставал от своих коллег по цеху, но и в чем-то даже превосходил их. Чехословацкие кинематографисты и аниматоры в 1955 году сняли фантастический фильм «Путешествие к началу времен», где в основном использовали мультипликацию для демонстрации динозавров, а вот советская «Планета бурь» 1961 года, первый отечественный научно-фантастический фильм, стала настоящим открытием для целого поколения. Конечно, ящеры, да еще и венерианские, играют в картине третьестепенную роль, но общий уровень постановки, комбинированных съемок, работы аниматоров, художников и специалистов монтажа произвел на зрителей по обе стороны океана неизгладимое впечатление. Достаточно сказать лишь, что Стэнли Кубрик и Джордж Лукас заявили, что без «Планеты бурь» вполне могли не случиться ни «2001: Космическая одиссея», ни «Звездные войны».
Однако, при всем развитии технологий, создатели спецэффектов уже в 60-х вынуждены были признать: технология достигла своего потолка и для прорыва нужен совершенно иной подход. Конечно, фильмы о динозаврах продолжали выходить, ведь в мире наблюдался настоящий зрительский бум. Своего пика в 60-70-х достиг признанный гений спецэффектов Рэй Харрихаузен. За свою долгую карьеру он «оживил» немало самых невероятных существ и, конечно, коснулся динозавров – фильм Дона Чеффи «Миллион лет до нашей эры» 1966 года попал даже в советский прокат. Как и другое фантастическое путешествие в далекое прошлое – «Вожди Атлантиды» Кевина Коннора 1978 года. И все-таки киношные динозавры «остановились в развитии»…
Качественного рывка пришлось ждать до начала девяностых. В 1990 году Стивен Спилберг приобрел права на экранизацию к тому времени еще не опубликованного романа Майкла Крайтона. С увлеченностью ребенка Спилберг взялся за давно занимавшую его тему – построение мира динозавров. Как никто иной, знаменитый режиссер понимал, что старыми методами зрителя будет не привлечь, а потому сделал упор на сочетании аниматронной техники (то есть механического управления куклами) и компьютерной графики, которая к тому времени достигла уровня реалистичности, годного для кинематографии. В июне 1993 года «Парк Юрского периода» раскрыл свои двери зрителям и уже к зиме стал самым кассовым фильмом в истории. Смотреть на оживших гигантских рептилий народ шел не по разу и не по два, в мире случился настоящий динобум, ящеры заполнили детские книги, вернулись на экраны ТВ и кинотеатров. И все благодаря невероятной реалистичности графики, выполненной командой Спилберга.
В последующие годы компьютерная графика совершенствовалась, эпизоды с участием динозавров превратились в захватывающий аттракцион, такой как в двух последующих фильмах о «Парке Юрского периода» или в очередной реинкарнации «Кинг-Конга» 2006 года. Постепенно графика победила все остальные способы демонстрации ящеров на экране, особенно на ТВ, где серия научно-популярных фильмов «Прогулки с динозаврами» стала торжеством математического моделирования. И хотя время от времени кинематограф возвращается и к костюмам, и к аниматронике, и к мультипликации, зритель ждет очередного шага вперед. Использование 3D нельзя назвать настоящим уверенным шагом вперед, но границы эта технология раздвигает весьма существенно, особенно в продукции, изначально использующей компьютерную графику. «Парк Юрского периода», перевыпущенный в апреле в формате IMAX и 3D, лишь приоткрыл створку в объемный мир. Погрузиться в него зритель сможет на сеансах «Прогулок с динозаврами 3D», и кто знает, возможно, кинодинозавры снова эволюционируют, задав очередную высокую планку для специалистов по эффектам, превращающих небывалые миры в экранную реальность.