
Рутинная малобюджетная психологическая зарисовка о бывшем солдате с посттравматическим синдромом
Рутинная малобюджетная психологическая зарисовка о бывшем солдате с посттравматическим синдромом.
Бывший солдат-спецназовец Венсан (Маттиас Шонартс) служит телохранителем в команде своего приятеля. Однажды их нанимают для охраны вечеринки, которую организовал влиятельный бизнесмен ливанского происхождения. Когда праздник заканчивается, Венсана дополнительно нанимают для охраны жены мужчины (Диана Крюгер) и их сына, в то время как бизнесмен уезжает из страны по делам. С самого начала телохранитель чувствует, что его подопечным угрожает опасность, и в определенный момент его паранойя оказывается обоснованной.
К какому жанру принадлежит новая картина французской постановщицы Алис Винокур? В «Телохранителе» есть моменты, намекающие на реалистичный хоррор, и есть сцены, которые, если бы их было больше, позволили бы определить фильм как триллер. Однако прежде всего это психологический портрет главного героя – человека, который вернулся с войны телом, но не душой. После его командировок в Афганистан Венсан может делать лишь три вещи: выполнять приказы, проявлять паранойю и убивать людей. Он так далек от нормального, естественного человеческого поведения, что проходит половина фильма, прежде чем он называет главной героине свое имя и узнает, как ее зовут. И нельзя сказать, что после этого «прорыва» Венсан оттаивает. «Телохранитель» – портрет статичный, а не динамичный.
Это, безусловно, печальное зрелище, заставляющее задуматься о том, что психологические травмы могут быть не менее серьезными, чем травмы физические (подчеркивая это сравнение, Винокур заставляет героя посетить друга в центре реабилитации инвалидов). Но таких печальных зрелищ мы со времен «Рэмбо: Первая кровь» видели немало, и картина ничего не добавляет к хорошо знакомым жанровым шаблонам. Наоборот, она отнимает, обманывая зрительские ожидания.
Как уже говорилось, в «Телохранителе» так мало экшена, что его невозможно записать в триллеры или боевики – тем более что у Венсана нет «главного противника», и он сражается исключительно с однообразными и безымянными бандитами в масках, которые являются, чтобы похитить героиню Крюгер и ее сына. Но и к удачным разговорным драмам фильм не причислить, поскольку общение ведущих персонажей сводится к обмену базовыми фактами. Никто ни о чем не спорит, никто никому не раскрывает душу, и к концу фильма мы знаем о мадам Валид меньше, чем мы знаем о главной героине к концу «Кобры». Хотя этот боевик славится тем, что из него во время монтажа вырезали большую часть разговоров, дабы в фильме был почти сплошной экшен.
О Венсане мы узнаем немногим больше, и ровным счетом ничего интересного. Нужно было постараться, чтобы создать столь заурядного экшен-героя, и популярный бельгийский актер Маттиас Шонартс оказался недостаточно ярок для скрашивания этой сценарной проблемы. Равно как и Диана Крюгер недостаточно притягательна, чтобы фильм стоило смотреть ради ее полураздетых мгновений.
Похвалить «Телохранителя» можно лишь за его какофоническое, нарочно раздражающее звуковое сопровождение, передающее хаос в голове Венсана, когда у него случаются приступы. Картинка у фильма куда хуже. С того момента, когда проясняется сюжет, герои преимущественно сидят рядком и ждут, когда на них нападут. Можно сказать, что это саспенс, но саспенс такой длины (почти половина фильма!) – это перебор. Мастер этого приема Альфред Хичкок «Телохранителя» вряд ли бы одобрил.
С 14 января в кино.