Подошёл к концу очередной «Кинотавр», и мы рассказываем, что интересного в этот раз подарил нам сочинский киносмотр. Неожиданно в этот раз там было очень много зрительских картин — но и глубокомысленных авторских, подчас экспериментальных работ по-прежнему хватает.
Во время представления «Хандры» на «Кинотавре» режиссёр Алексей Камынин заявил, что наконец-то понял замечания мастера по режиссуре и перестал снимать про маньяков и убийства, а сделал кино про себя и своих друзей. Этот совет автору «Лжи или действия» — относительно неудачного дебютного триллера о поиске пропавшего отца — помог сдвинуться в совсем ином направлении. Вторая работа Камынина не только уходит от мрачных жанровых историй, но и обращается к стилистике комедии о злоключениях компании друзей в плотоядной столице. И, несмотря на холодный приём у критиков, такое решение по итогу оказывается максимально верным.
Полная настоящего дебютантского напора («Ложь или действие», например, был снят куда более сдержанно и академично) «Хандра» плюёт на драматургические правила и выдаёт один сумасшедший кинематографический приём за другим. Хаотичность сюжета и формы многим, возможно, покажется неоправданной, но как иначе показать всю безудержность московской жизни, где в один день можно нарваться на полицейских, потерять деньги за квартиру и во время поиска закладки обратиться в христианство? Справедливо, что «Хандра» остаётся фильмом «для своих», рассказом о собственной жизни, который может быть интересен не всем, но своего зрителя кино Камынина точно найдёт.
В прокате с 1 октября.
Безмерно талантливый и жутко глубокий театральный режиссёр Роман Петрович никак не может поставить пьесу по Чехову — и актёры фальшивят, и вообще всё не то, не живо, неглубоко. Его увольняют за срыв всех сроков, а удачно подвернувшийся однокурсник предлагает маленькую подработку — короткий фильм, который на деле оказывается порнороликом. Роман Петрович берётся за дело куда серьёзней, чем кто- либо ожидал: начинает работать с актёрами по методу Станиславского и случайно изобретает новый жанр в искусстве — глубокое порно.
Михаил Сегал — один из лучших и самых недооценённых российских авторов современности, и «Глубже!» — его очередное блестящее авторское попадание. По- бытовому абсурдная и очень смешная комедия положений, которая во второй половине внезапно выворачивает в интересное размышление о природе искусства и тех, кто это искусство творит. Александр Паль в главной роли — один из самых ярких перформансов года, а сценарий Сегала можно выставлять в музее как образец идеально построенного текста, где каждая шутка наверняка вернётся в самый неожиданный момент и где даже видимые «недоработки» считываются как часть великого замысла.
В прокате с 22 октября.
Очередная вторая работа «Кинотавра», которая реабилитирует своего автора и моментально превращает его в одного из самых перспективных молодых режиссёров России. «Скажи ей» Молочникова, как и «Хандра» Камынина, фильм тоже очень личный, основанный на автобиографических переживаниях и историях, но, в отличие от бойкой комедии о друзьях из Москвы, рассказывающий о разводе родителей и жизни маленького Саши (очевидно, юной версии самого Молочникова). Папа (Артём Быстров) хочет оставить ребёнка в Питере, мать (Светлана Ходченкова) — увезти в Америку. Так конфликт двух сторон оказывает колоссальное влияние на характер мальчика.
«Середина 90-х» переплетается с «Дикой жизнью», а русская драма — с американским инди. Молочников привёз в Сочи кино, которое работает на стыке двух культур, и это заметно не только композиционно (первая половина картины происходит в Санкт-Петербурге, а вторая — в Америке), но и стилистически. Роман взросления со скейтбордами и питерскими клубами, который иногда уносит в слезливую мелодраматичность, но который чаще остаётся выверенной драмой о детстве, ошибках и людях, не умеющих слушать друг друга.
Дата выхода неизвестна.
Простой парень по фамилии Фролов — неудачливый музыкант, который в 30 лет продолжает сидеть у мамы на шее, — одним вечером собирается уехать из Москвы на поезде в родное Подмосковье, но вместо этого попадает в отделение полиции. Он ждёт, что ему подкинут наркотики или сделают ещё какую-нибудь типичную для правоохранительных органов гадость, но вместо этого служители закона спрашивают про год основания Подольска, заставляют кричать «Я люблю абсурд!» и разучивать странную песню с танцем ради «создания новых нейронных цепей» в мозге. В общем, вечер у парня намечается весёлый — а всё это ради «воспитательной работы», которая призвана сделать из инертного Фролова настоящего гражданина.
«Человек из Подольска» — экранизация одноимённой пьесы Дмитрия Данилова, дебют в прошлом театрального режиссёра Семёна Серзина. Фильм на «Кинотавре» много сравнивали с «Изображая жертву», и параллель эта не лишена смысла: как и картина Серебренникова, это абсурдная комедия, которая в ироничном ключе осмысляет российскую действительность и пассивность поколения миллениалов. «Человек из Подольска» не менее остроумен и, что неожиданно при его театральном прошлом, очень кинематографичен — Серзин с не свойственной дебютантам точностью находит, кажется, идеальное соотношение содержания и формы. У фильма пока нет даты выхода, но, надеемся, в прокате он не останется незамеченным — при правильных обстоятельствах он вполне может стать культовым в узких (а то и не узких) кругах.
Точная дата проката неизвестна.
Новый фильм Анны Меликян, которая в последнее время, кажется, стала жертвой коварного творческого кризиса. «Трое» — типичная мелодраматическая история любовного треугольника (ведущий в исполнении Хабенского, его жена с лицом Исаковой и женщина на стороне с внешностью обаятельной Пересильд), снятая в уникальной форме. В фокусе камеры лишь три главных героя, а весь остальной мир с населяющими его людьми размыт и выступает шумовым фоном центральной линии персонажей, для которых в этот момент времени не существует никого другого. Возможно, самая трепетно снятая работа Меликян и главное подтверждение её формалистского таланта, которую крайне легко ругать за привычные грехи режиссёрки (в частности, за гигантизм образов и библейские аллюзии), но приятнее полюбить всем сердцем.
В прокате с 3 декабря.
Елизавета Глинка — основательница фонда «Справедливая помощь», который заботится обо всех тех людях, которым больше никто не способен протянуть руку помощи: бездомным, неустроенным, просто тем, кого государственная система здравоохранения оставила за бортом. В один день доктору Лизе (так её называют все пациенты и коллеги) нужно решить много проблем, но главная из них — онкобольная девочка, которой из-за бюрократических проволочек не досталось обезболивающего, а без него несчастная вынуждена проживать последние дни в невыносимой боли. Не видя другого выхода, Глинка крадёт морфин из больницы, и на неё открывает охоту амбициозный сотрудник ФСКН — тем более что власти давно недовольны действиями доктора Лизы.
«Доктор Лиза» выиграла на «Кинотавре» приз зрительских симпатий, и это говорит о картине лучше любых пространных рассуждений. Картина Оксаны Карас — действительно очень «зрительское» кино, мастерски построенное по академическим лекалам и способное растрогать примерно любого человека, у которого ещё остались какие-то чувства. Её наверняка будут описывать всякими скучными эпитетами вроде «наивная» и «манипулятивная», но тут скорее подойдёт более положительная категория — «простодушная». Вообще это огромное достижение: снять кино, в котором единственная мотивация главной героини — помогать всем, и при этом не утопить его в розовых соплях.
В прокате с 22 октября.
Самый взрослый проект режиссёра Ивана И. Твердовского, известного провокативным содержанием своих фильмов и не менее провокативной их формой. В этот раз тема взята максимально спорная — автор расскажет о жертвах теракта на Дубровке, которые решили устроить поминальный вечер в честь погибших и вспомнить события страшных дней захвата. Вопросы исторической памяти, необходимости повторного переживания травмы и проблема России как страны, редко осмысляющей трагедии собственных граждан, — на всё это в «Конференции» Иван И. Твердовский пытается если не ответить, то хотя бы обратить внимание. Да и, собственно, речи об ответах изначально не идёт — это медлительный фильм-парадокс, который не занимает какую-то сторону, а скорее даёт жертвам шанс высказать все точки зрения. Шанс, который они (пускай и в форме игрового кино) с каждым годом получают всё меньше и меньше.
Дата выхода неизвестна.
Неожиданный триумфатор не только «Кинотавра» (приз за лучшую режиссуру и мужскую роль), но и секции Venice Days. Дебютная картина Филиппа Юрьева рассказывает о жизни чукотского паренька Лёшки, который открывает для себя мир вебкама. Там он находит модель (Кристина Асмус) из Детройта и решает во что бы то ни стало добраться до треклятой Америки и воссоединиться с любимой, которая даже не подозревает о его существовании. Ещё один роман взросления с «Кинотавра» в стилистике западного инди, но с той разницей, что в «Китобое» именно через фиксацию монументальной природы передаётся состояние местного Одиссея, отправившегося на поиски дома, но нашедшего его в исходной точке бегства. Такой экзотики нашему кино всегда не хватает, и эта история о путешествии маленького человека вполне может оказаться локальным зрительским хитом.
В прокате с 8 октября.
Совместный проект Ивана и Геннадия Вырыпаевых, концептуальных театральных режиссёров. Свой «UFO» они даже не называют фильмом — в титрах он значится «пьесой», и это определение ему подходит куда больше. Здесь разные актёры (в числе которых, например, Евгений Цыганов и Иван Макаревич), сидя на стуле перед камерой, читают монологи в образах людей, которые столкнулись с внеземной цивилизацией. Но не в виде зелёных человечков и летающих тарелок, а в качестве необъяснимого переживания, божественного контакта, который заставил их на несколько минут взглянуть на мир под совершенно другим углом.
Кинематографически, понятно, в «UFO» никаких открытий — это вещь исключительно умозрительная, головная, к ней интереснее подходить в качестве исследователя, чем зрителя. Вслушиваться в рассказы людей и находить в себе хоть сколько-нибудь похожие ощущения, пытаться уловить в их абстрактных объяснениях те чувства и осознания, которые переживал — может, в куда менее ярко выраженной мере — сам. Неизвестно, как «UFO» будет восприниматься на экране компьютеров и домашних телевизоров, где так легко отвлечься и потерять нерв, но на большом экране это действительно неординарный экспириенс.
Доступен онлайн на платформе Okko.