О том, что Голливуд все больше внимания обращает на азиатский континент, людям, даже поверхностно интересующимся кинопроизводством, рассказывать не нужно
Не слишком заинтересованным мировой экономикой читателям и зрителям может показаться, что Индия по-прежнему остается страной, которую молодое поколение оценивает через призму «Миллионера из трущоб» Дэнни Бойла, а люди старшего возраста по «Зите и Гите» или «Танцору диско». Между тем из страны слонов, камасутры и кастового неравенства Индия давно превратилась в супердержаву, чье население не только используется в качестве дешевой рабочей силы, но и вполне способно производить собственный высококачественный продукт, как в технологических отраслях, так и в искусстве. А уж богатству местных финансовых королей могут позавидовать миллиардеры со всех континентов. По счастью, индийские нувориши не чахнут над золотом, а активно вкладывают свои средства, в том числе и в кино, как, например, компания Reliance Entertainment.
Reliance Entertainment входит в огромный индийский конгломерат Reliance Anil Dhirubhai Ambani Group. История империи Reliance началась в 1966 году, когда бизнесмен Дхирубай Амбани организовал скромную компанию, получившую название Reliance Commercial Corporation. Интересно происхождение тех самых первых денег, с которых начинаются миллиарды. Детство Дхирубая было тяжелым, в шестнадцатилетнем возрасте юноша не просто работал, он отправился на заработки в соседний Йемен. За границей Амбани не слишком преуспел, хотя и брался за сотни работ сразу, но зато нашел способ не совсем законного обогащения – из местных монет, в состав которых входило много серебра, Дхирубай сепарировал драгметалл и продавал его британским брокерам. Такая деятельность долго оставаться незамеченной не могла, и скоро «лавочку» прикрыли власти, но молодой человек уже почувствовал кураж. Дальше последовал длительный период работы на американский нефтяной концерн Shell, а уже в 33 года Дхирубай вернулся в Индию, являясь по местным меркам богачом. Тут-то Амбани и взялся за открытие собственного дела.
Reliance началась как компания, торгующая специями, затем в сферу интересов Амбани вошли ткани, а некоторое время спустя предприниматель задумал не только продавать синтетический текстиль, но и производить его. На удивление, в Индии в то время не существовало нефтепереработки и нефтехимии, и Дхирубай взял развитие отрасли на себя. Очень скоро новая компания выросла из скромной комнатки, где с трудом помещались четыре рабочих стола, в разветвленную сеть производств, охватывающую всю цепочку производства и продажи синтетики, от добычи нефти до магазинов. Умение Амбани лавировать в океанах бюрократии, коррупции и лоббирования уже к концу 80-х века сделало его владельцем бизнес-империи.
А когда же начнется про кино, спросите вы? «Кино» как раз начинается. Настоящее индийское кино. В 1986 году Дхирубай Амбани пережил инфаркт и решил не испытывать судьбу далее, передав управление империей в руки своих сыновей Мукеша и Анила. К окончанию века силами молодых управленцев Reliance распространилась едва не во все сферы производства, финансов и телекоммуникаций. Но, как и положено в индийском фильме, новый век обернулся кризисом – сразу после смерти Дхирубая в 2002 году два брата поссорились и начали настоящую войну. Сражения юристов и менеджеров были затяжными и утомительными, компания начала терять руководителей, долгие годы служивших Амбани. Ситуация накалилась настолько, что не без участия высших государственных лиц бизнес пришлось разделить – старшему брату Мукешу достались энергоносители, нефтехимия и нефтепереработка, а также текстиль, начало начал компании. Младшему Анилу отошли финансовые структуры, энергетика и телекоммуникационный бизнес. Анил Амбани всегда был неравнодушен к кинопроизводству, даже его супруга Тина Муним – довольно известная болливудская актриса, сыгравшая с одним только Риши Капуром в шести фильмах. Амбани и развернул бурную деятельность на рынке кино, начав в 2005 году с покупки сети мультиплексов (сейчас их число в Reliance уже более пятисот, и расположены они не только в азиатских странах, но и на территории США и Голландии) и постройки огромной студии Reliance MediaWorks, состоящей из восьми павильонов, оборудованных по последнему слову техники.
К чему такие расходы? Все дело в том, что Анил Амбани грезил Голливудом – одних только индийских мелодрам и вторичных боевиков бизнесмену было недостаточно, нужно было как-то привлечь западных продюсеров и режиссеров. И очень скоро Амбани это удалось, причем гостями индийской земли стали не дебютанты и не постановщики третьего звена, Анил пригласил в гости Оливера Стоуна и Стивена Спилберга! Стоун пришел в восторг от увиденного в пригороде Мумбаи: «То, что я увидел, заставляет меня задуматься о том, не стоит ли вернуться сюда со своей командой, чтобы снять новый фильм». Спилберг же пошел еще дальше – заключил соглашение с Reliance Entertainment о совместном продюсировании фильмов. Дело в том, что детище знаменитого режиссера – компания DreamWorks испытывала определенные трудности, и Стивен находился в поиске инвестора достаточно обеспеченного финансово, но не слишком назойливого, чтобы оставаться независимым. В результате переговоров 50% акций DreamWorks перешли индусам, зато перед компаньонами открылись новые просторы для творчества. Начало было положено «Живой сталью» Шона Леви, в строку «производство» картины к США добавилась Индия.
Долгосрочное сотрудничество со Спилбергом продолжилось «Ковбоями против пришельцев», «Боевым конем» и «Линкольном». Немалый вклад Reliance Entertainment внесла в создание драм «Люди как мы» и «Прислуга» и триллеров «Паранойя» и «Пятая власть». В 2014 году зрителям будут представлены еще два крупных проекта, созданных не без участия индийцев, – «Академия вампиров» и «Need for Speed: Жажда скорости». В будущем компания рассчитывает на возвращение Стивена Спилберга к проекту «Робопакалипсис», который он обещал снять в Индии, сиквел «Живой стали» и запуск большого исторического фильма о индийско-пакистанском конфликте, запланированного DreamWorks. Не стоит, кроме того, полагать, что Reliance Entertainment отказалась от участия в отечественном кинопроизводстве – с 2010 года компания выпустила свыше двух десятков фильмов для индийского рынка.
Конечно, производство и прокат фильмов приносят лишь скромные крохи на огромный финансовый стол наследников Дхирубая Амбани, занимающих в списке самых богатых людей планеты по версии Forbes места в первой десятке (Мукеш, по прогнозам аналитиков, уже по итогам 2014 года может занять первую строчку). Но в этом кроется и преимущество тех, кому доверяет Анил Амбани, – с такой помощью с Востока можно и пережить кризис идей, и застраховаться от возможных провалов, и получить дополнительный миллиард благодарных зрителей. Поверьте хотя бы чутью Стивена Спилберга, смело обратившего свой взор в сторону партнеров с Востока.
Самые кассовые фильмы: «Живая сталь», «Линкольн», «Прислуга».
Кассовая неудача: «Паранойя».