Людей, родившихся примерно в промежутке с 1981-го по 1996 год, принято называть миллениалами. Еще детьми они стали свидетелями экспериментов в кино, появления новых технологий и возникновения культовых на сегодняшний день франшиз. На экране рождались новые герои и истории, которые впоследствии определили поп-культурный код данной группы людей. Вот 11 картин, сформировавших поколение Y.
В 1995 году Pixar совершили революцию в кино. «История игрушек» — первый полнометражный мультфильм, который полностью состоит из компьютерной анимации. Однако технические возможности — не единственная причина, по которой картина покорила мир. Зрителям-миллениалам была предложена оригинальная история, разительно отличавшаяся от большинства мультфильмов Disney, — напомним, что в основе повествования чаще всего лежали знакомые многим сказки. Дети, наблюдавшие за соперничеством Вуди и Базза Лайтера, мечтали, чтобы их игрушки тоже ожили. Каждому поколению необходима своя «История игрушек» — анимация, которую можно пересматривать бесчисленное количество раз.
Джон Хьюз создал не один фильм — маркер эпохи. Но именно его сотрудничество с Крисом Коламбусом отчетливо закрепилось в памяти миллениалов. То ли потому, что каждый Новый год по телевизору крутили одиссею Кевина Макалистера, то ли фильм и правда отражает фантазии и страхи детства, — так или иначе, «Один дома» превратился в классическую комедию своего времени. Это также образцовое семейное кино, способное собрать вместе родителей и детей и создать праздничное настроение. Едва ли среди поколения Y найдется человек, который хотя бы краем глаза не видел сцены из фильма и не знает подробности сюжета.
История мальчика, застрявшего в мире настольной игры, занимает особое место в сердцах миллионов зрителей. Пусть новоиспеченный ремейк набирает кассу и толпу новых поклонников, детям 90-х не забыть мрачноватый фильм с Робином Уильямсом. Миллениалы застали множество красочных фэнтези, но именно детище Джо Джонстона предстает своеобразной капсулой времени. Стоит включить картину, как вновь погружаешься в мистический сюжет с огромными пауками, проваливающимся под ногами полом и экзотическими животными на улицах города. Все эти мельчайшие детали и особое настроение картины способны по щелчку пальцев перенести в детство.
У каждого поколения должна быть своя сладко-горькая мелодрама с сердцеедом, узнаваемой музыкой и оглушительным финалом. В копилке воспоминаний миллениалов можно отыскать десяток ромкомов и пронзительных драм, но именно «Титаник» Джеймса Кэмерона стал любимцем романтиков и краеугольным камнем десятилетия. Фильм балансирует между захватывающей историей межклассовой любви и исторической трагедией. Совместные сцены Джека и Роуз обладают ни на что не похожей магией, из-за чего можно ненароком забыть о неизбежном приближении катастрофы. «Титаник» открыл Леонардо ДиКаприо и Кейт Уинслет двери в Голливуд, обогатил Кэмерона и по сей день заставляет зрителей заливаться слезами.
Еще до бума супергеройских фильмов Сэм Рэйми преподнес миллениалам подарок — историю юноши, который после укуса паука приобрел набор сверхспособностей. «Человек-паук» появился в нужное время: индустрия не изобиловала подобными сюжетами, на Рэйми не особенно давила студия, а у главного героя практически не было конкурентов, которых нужно было превзойти. В конечном итоге получилась теплая история о неуверенном в себе аутсайдере, который начинает помогать людям. Спустя время и несколько поколений новых Питеров Паркеров именно франшизу с Тоби Магуайром принято считать жемчужиной экранизаций комиксов. По крайней мере, принято миллениалами.
Разочарованный во всем хакер Томас Андерсон узнает, что его реальность на самом деле является компьютерной симуляцией. Герой может стать тем, кто победит машин и спасет человечество. Впрочем, как и с остальными фильмами списка, нет смысла пересказывать сюжет — история сестер Вачовски лежит на подкорке мозга. «Матрица» — вызов жанру, столп поп-культуры, причина одержимости людей кожаными плащами и просто любимое кино поколения. В общем, боевик моментально ушел в народ. Ведь стильная лента с опьяняющими визуальными эффектами не стирается из памяти спустя годы, а Киану Ривз, несмотря на богатую фильмографию, остается в первую очередь избранным героем Нео, которого мир (не)заслуживает.
80-е и 90-е — время подростковых историй в кино. Молодежные комедии заполонили экраны в большей степени именно в этот период. «10 причин моей ненависти», «Дрянные девчонки», «Выскочка» — каждой ленте найдется особое место в сердечке миллениала. Но мы решили вспомнить другой золотой стандарт — «Бестолковых» Эми Хекерлинг. Режиссерка прошерстила пыльные страницы «Эммы» Джейн Остин и перенесла сюжет из английской деревни XIX века в американский город 1990-х. Как оказалось, остиновские герои прекрасно чувствуют себя в современных реалиях: Шер (Алисия Сильверстоун) — главная модница школы и профессиональная сваха в одном лице, а мистер Найтли — самый сексуальный мужчина на свете Пол Радд.
Жуткий костюм кролика, путешествия во времени, философские вопросы — ингредиенты, из которых состоит триллер Ричарда Келли. Даже спустя десятилетия после премьеры «Донни Дарко» не поддается простому объяснению и имеет множество теорий в запасе. Пожалуй, именно сюрреалистическая интонация делает фильм таким запоминающимся и знаковым в истории кинематографа. В начале столетия молодому поколению нужно было новое кино о взрослении, но вместо легковесной комедии миллениалы получили фантастику с концом света — идеальное попадание, чтобы передать чувства тонущего в тоске подростка.
С конца 1970-х начался золотой период слэшеров. К концу столетия жанр уже успели похоронить дважды или трижды, пока на сцену вновь не вышел Уэс Крэйвен — мастер ужасов, который заставил зрителей как следует испугаться и между тем бесповоротно влюбиться в кровожадное кино. Вселенная «Крика» выглядит сатирой на слэшеры и идеальным примером жанра. Крэйвен создал метахоррор: персонажи знают правила игры благодаря популярности жанра и цитируют «Хэллоуин». А кто, если не миллениалы, неравнодушен к постмодернизму? Следующие части продолжили наследие фильма, но именно «Крик» 1996 года стал классикой, с которой когда-то все началось.
Причислять «Гарри Поттера» только к одному поколению дело рисковое. В конце концов не важно, в каком году ты родился, Хогвартс может пленить магией человека любого возраста. Но миллениалы, в отличие от тех же зумеров, могут похвастаться рассказами о том, каково это было — выстоять очередь в книжный или в кинотеатр в ожидании новой главы сказки о волшебниках. Многие из нас выросли вместе с Гарри, Гермионой и Роном, представляя персонажей своими старыми добрыми друзьями. Франшиза вслед за серией книг стала феноменом, объединяющим людей из самых разных уголков планеты. «Гарри Поттер» подарил людям ни с чем не сравнимое чувство сопричастности — в унисон с другими поклонниками ждать, как романы будут оживать на глазах.
В 1999 году вышел ряд фильмов, которые повлияли не только на миллениалов, но и на кинематограф в целом. Триллер Дэвида Финчера является одним из таких сокровищ. «Бойцовский клуб» бунтовал против потребительства и породил немало подражателей. Портрет общества, который представил режиссер, был нелицеприятным, гиперболизированным, но честным: маскулинность в кризисе, а консьюмеризм всех поглотил. Миллениалы-идеалисты были восхищены дерзкой картиной Финчера и превратили ее в своеобразный культ. Как известно, первое правило Бойцовского клуба — не упоминать о Бойцовском клубе. Но по иронии судьбы долгое время среди молодежи было только и разговоров что об этом фильме.