Политический триллер о том, как либеральный Дэниэл Рэдклифф и его закадычные друзья удирают из главной южноафриканской тюрьмы.
Тим Дженкин (Дэниэл Рэдклифф) и Стивен Ли (Дэниел Веббер) — два борца против апартеида. Совершив дерзкую акцию посреди людной улицы, они получают гигантские сроки и отправляются в одну из самых строгих тюрем ЮАР. Но исправляться по программе государства им не очень-то и хочется: поняв, что поблажек и скощённого наказания ожидать не стоит, друзья начинают готовить план побега. Сначала к ним присоединяется только заключённый по имени Леонард, однако потом в авантюру беглецов вписывается целая банда узников, обречённых гнить в Претории по политическим статьям.
Справедливости ради, главная причина, по которой о «Побеге из Претории» вообще — хотя всё равно очень мало — говорили, это участие Дэниэла Рэдклиффа. Лукавить не стоит: и концепт, и политическая подоплёка, и, наконец, съёмочная группа без звёздных имён (самые известные здесь — актёры Иэн Харт, как иронично бы ни звучало, из «Гарри Поттера» и Даниэль Уэббер из сериала «11/22/63») ещё до релиза обеспечили фильму репутацию заурядного ТВ-триллера со звездой, пустившейся во все тяжкие.
Хотя вообще-то участие Дэниэла Рэдклиффа — вполне себе ярлык оригинального или по крайней мере любопытного кино. Посудите сами: в 2019 году — безбашенный exploitation «Пушки Акимбо», в 2017-м — эко-хоррор «Джунгли», в 2016-м — инди- трагикомедия о дружбе с трупом «Человек — швейцарский нож». Между ними, да и до них, впрочем, ролей тоже хватает. Но выборка ясна: Рэдклифф снимается в проектах, некоторые из которых на первый взгляд работают в рамках шаблонного жанрового кино, но на самом деле, напротив, пытаются эти рамки расширить.
«Побег из Претории» абсолютно такой же. Здесь, конечно, есть политические мотивы и проблемы социального неравенства. Даже тюрьма, в которую попали герои, становится эдакой гипертрофированной моделью южноафриканского общества, где унижают темнокожих и репрессируют инакомыслие. Отсюда, собственно, и главный политический тезис «Претории»: побег — такая же форма социального несогласия, как протесты и бунты. Просто он нацелен не только на публичную демонстрацию слабых сторон власти (в случае тюрьмы — несовершенства, ошибочности системы и глупости охранников), но и на собственное физическое вызволение из угнетающей среды.
Хотя долго фокусироваться на этом не хочется и нам, и создателям. Всё-таки «Побег из Претории» — прежде всего о жанре, о работе с его фишками. Тут снова как нельзя кстати появляется модель режиссёра-дебютанта, у которого чешутся руки использовать все технические приёмы, освоенные им за несколько лет профессии. Даже если они не особо и нужны. Фрэнсис Аннан раз десять задействует зональную оптику, заставляет камеру поворачиваться на 360 градусов, а ещё связывает все эпизоды ассоциативным монтажом. Это эпигонство (прежде всего — старым escape- movie и политическим триллерам), но эпигонство искреннее.
Порой даже кажется, что его дебют открыто признаётся в любви творчеству Хичкока. «Претория» вообще построена на одном и том же приёме создания саспенса: деревянный ключ, который герой Тима Дженкина скрупулёзно вырезал десятки дней, застрянет в скважине в тот самый момент, когда надзиратель будет подходить к камерам; или, скажем, во время очередного обыска антагонисты вплотную подберутся к уликам. Хотя самый очевидный оммаж — открывающая сцена с бомбами, очень напоминающая кадры из хичкоковского «Саботажа».
Но вот содержательно в «Побеге из Претории» обыграть архаичные ходы не удаётся. Сюжетно это обычный escape-movie, где герои медленно вырезают ключи к своей свободе. Размеренно и методично Тим и Стивен будут претворять план в жизнь, но столкнутся со всеми издержками классической истории о побеге — обысками, злыми надзирателями, разговорами о воле и несправедливости. И вот здесь уже у режиссёра фантазии оказывается меньше. Визуальное щегольство это, конечно, хорошо, но для идеального дебюта «Побегу» стоило бы самому перестать быть узником жанра.