Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Рецензии

Порошок, не входи: рецензия на фильм «Малыш Джо»

Концептуальная научно-фантастическая драма с Беном Уишоу и Эмили Бичем, взявшей приз за лучшую женскую роль на последнем Каннском кинофестивале.

Добавить в закладки

Элис (Эмили Бичем) — учёная, которая с помощью генной инженерии выводит новые растения с необычными свойствами. Её новое изобретение — растение, которое требует постоянного ухода, но в ответ выпускает вещество, делающее владельца счастливым. Вот только Элис не предполагает, что её любимая разработка (один цветок она берёт домой и ласково называет Малыш Джо, так же как и родного сына) обретёт разум и начнёт плановый захват человечества в свои тиски абсолютного непоколебимого счастья — а человечество, в общем-то, и не против.

Кадр из фильма «Малыш Джо»

Австрийка Джессика Хауснер — постоянная участница ведущих европейских киносмотров, фестивальная до мозга костей режиссёрка, снимавшая кино исключительно у себя на родине, — для своего пятого полнометражного фильма вдруг уехала в Англию и резко сменила жанровые ориентиры. Работавшая прежде с драмой свободных фабул, она вдруг обратилась к концептуальному sci-fi из той породы, чей сюжет при укладывании в логлайн («учёная выводит растение, которое подчиняет разум людей своей воле») звучит как история из дешёвой бульварной фантастики. Не ясно, следует ли её географическая миграция из творческой или наоборот, но история «Малыша Джо», придуманная самой Хауснер и ее соавтором Джеральдин Бажар (как можно понять из имени, тоже совсем не англосакса), очень удачно встраивается именно в английскую фантастическую традицию. Склонную в целом к ударным концептам — на них строится и столп британской поп-культуры «Доктор Кто», и более современное «Чёрное зеркало», и, например, метафорические искания грека Йоргоса Лантимоса, также перебравшегося в Англию.

Кадр из фильма «Малыш Джо»

«Малыш Джо» как раз напоминает особо странную серию «Чёрного зеркала», сменившую фокус с цифровых изобретений на генную инженерию; или фильмы Лантимоса, из ДНК которых аккуратно извлекли всякую перверсивность, но оставили холодные пустоты и неприятные недомолвки. Большую часть времени Хауснер здесь вглядывается в стерильные пространства, в тягучую паранойю широких белых стен, а отсутствующий взгляд камеры, которая прямо посреди диалога может внезапно «залипнуть» в пустую точку, становится главным режиссёрским рефреном фильма. Она смешивает продезинфицированные, отвергающие всякую животную физику декорации хай-тек-лабораторий с приёмами из чисто жанровых хорроров, которые вроде бы этому пространству совсем не подходят. И из этого создаёт вполне любопытное обрамление для своей копеечной, в общем, истории — этакой растянутой метафоры родительства а-ля «Бабадук», в которой редкими всполохами возникает занятная, но обговорённая миллиард раз проблема «принуждённого» счастья.

Кино Хауснер очень «нейтральное», скупое на эмоции — что, конечно, абсолютно оправдано концептом: отсюда и «стерильность» лабораторного сеттинга, и психологизм самой героини, забитой, скованной трудоголички Элис (отличная роль не очень известной, но талантливой актрисы Эмили Бичем, получившей за неё награду в Каннах). Что, впрочем, не слишком оправдывает его драматургическую вялость и тот факт, что после всех утомительных длиннот «Малыш Джо» не предлагает — да и не собирается предлагать — никакого катарсического разрешения. Он до самого конца играет на одной ноте, и со временем эта нота неизбежно превращается в обыкновенный фоновый шум.

Текст: Ефим Гугнин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?