Кто понимает в крутых навороченных тачках, тот ждет про них столь же крутых навороченных мультов. Джон Лассетер и компания это знали и считали, вероятно, каждый цент из 70-миллионного бюджета "Тачек" /Cars/ (2006). Но все равно не верится, что уложились. Мульт выглядит богаче. И вообще рисованный детский мир уже совместим с жизнью по богатству нюансов.
После случайного первого выигрыша наглый юный ковбой рвется за большим золотом, не разбирая дороги, и теряется в глуши. Немногословный старый ковбой берет его под свое жесткое крыло. Юный ковбой набьет шишек, пока не узнает секрет старого ковбоя. Воспитанию чувств споспособствует неприступная красавица. В глуши собрались также веселый пастушок, хитроватый шериф, пара крикливых макаронников, сумасшедшая старуха, стадо бизонов. Им не до золота, потому что их город умирает, оставшись в стороне от столбовой дороги мировой цивилизации. "Совсем плохих" ковбоев воплощает шулер в столичном салуне, но не смертельно опасный, а просто хам и подлец, потому что вся ситуация – совершенно классическая. Из поздних комедийных вестернов старого Джона Форда со стареющим Джоном Уэйном. В "Тачки" переехали вся их сюжетная структура, характеры, юмор. Если учесть, что Джон Форд за жизнь снял полтораста фильмов, можно себе представить, что в мульт было, чему переезжать.
Однако в "ковбои" записались не двуногие существа, а гоночные машинки плюс "Плимуты", "Порше", "Фиаты", "Фольксвагены", виллисы, грузовички, трейлеры, трактора… Получилось все, как у людей, но никаких людей. Метафора. На нашем витке цивилизации техника стала ручной, мульт – родным. То есть нельзя сказать, что на "Тачках" от смеха подавишься – нет-нет, там нет белки с орехом – но все два часа с уст у меня не сходила беззлобная ухмылка. К тому же ностальгия по кино играет – машинки все в основном 50-60-х годов, когда город процветал, и Джон Уэйн старел тогда же, а Пол Ньюман и Джигарханян были молоды. В русской версии Джигарханян дублирует Ньюмана в роли "старого ковбоя", то есть бывшего гонщика Дока Хадсона ("Хадсон Хорнет"), и это отдельная удача. Остальные наши артисты (Харатьян, Смехова) тоже нормально сработали, но Док Хадсон благодаря хриплому Джигарханяну из роли второго плана перешел в главные герои.
Разобравшись с сюжетом, Джон Лассетер и компания могли смело наворачивать материальную часть, и тут тоже крыть нечем. На трековых гонках нарисованных машинок адреналина в кровушке ничуть не меньше, чем на живом "Гран При" /Grand Prix/ (1966) Франкенхаймера или каких-нибудь "Форсаже" /Fast and the Furious, The/ (2001) и "Мишеле Вальяне: Жажда скорости" /Michel Vaillant/ (2003). Одна сцена просто прямиком из "Форсажа" – с засыпающим трейлером на шоссе и командой ночных стритрейсеров. Я мало что понимаю в компьютерных технологиях, но на "Тачках" впервые применен новый метод "трассировки луча" (его еще не было даже на "Суперсемейке" /Incredibles, The/ (2004)). И неважно, с чем его едят, но когда над стадионом носятся реактивные самолеты или когда "юный ковбой" МакКуин на свиданке с неприступной "Порше" едет по каньону – это, прямо скажу, офигеть можно. Эвкалиптовая роща, водопад, подвесной мост и в целом красоты природы – живее всех живых.
Кто-то скажет, что "штамп на штампе сидит" и "зачем это все". Да затем, что люди надоели, а рисованные штампы – уже не штампы, если срисованы с кино, а не с других мультов. Не было еще такой цивилизации ни среди рыбок, ни среди зверюшек. Там оставались океан да лесок, а тут именно город машинок, не свалка, не таксомоторный парк. И то, как Док Хадсон проводит "медицинский осмотр" подагрического шерифа, а МакКуин случайно подглядел, или как МакКуин и "веселый" грузовичок хулиганили ночью с "бизонами"-тракторами и что из этого вышло – все придумывать надо, изобретать по новой. На мой взгляд, изобретено мило и остроумно.
А главное, Лассетер и компания еще же учли машины и механизмы, и "Шоссе 66" взято из жизни, оно есть в Калифорнии. Так что остроумие – каллиграфическое и небестолковое.