В ожидании премьеры «Смурфиков 2» мы окинули взором историю Sony Pictures Animation, подразделения громадной империи Sony, выделяющегося особым художественным взглядом на мир
Заглянув в документы, описывающие структуру и историю слияний, поглощений, разделений и реорганизаций компаний, входящих в конгломерат Sony, хочется с криками убежать без оглядки. Описание одной только истории Columbia Pictures, ныне ставшей частью японской империи, заслуживает обстоятельного рассказа, а ведь под зонтиком с большой буквой S укрывается еще и знаменитая Metro-Goldwyn-Mayer (владелица прав на Бондиану) да и другие интересные соседи, которым еще найдется место в нашей антологии. Сейчас же обратимся к молодому, но уже громко заявившему о себе члену большой семьи – студии Sony Pictures Animation.
Прямым предком Sony Pictures Animation следует считать созданное в 1992 году специальное подразделение визуальных эффектов и компьютерной анимации Sony Pictures Imageworks. Силами специалистов этой компании свет увидело множество фильмов, от «Последнего киногероя» и «Скорости» до «Хранителей» и «Нового Человека-паука». Однако в 2001 году Sony испытывала настолько сильные финансовые затруднения, что готова была расстаться со своими «компьютерщиками». Продажа компании не была реализована по банальной причине – не нашлось покупателя, готового заплатить требуемую сумму. А на экранах тем временем появились «Шрек» и «Корпорация монстров» – фильмы, заставившие говорить об анимации с уважением. Да и сама Sony Pictures Imageworks не сидела сложа руки, в 2002 году свет увидело их очередное творение – «Стюарт Литтл 2». Потенциал еще не был исчерпан, но требовал какого-то нового пространства для реализации. Руководство Sony решило, что аниматоров стоит выделить в отдельную компанию с незамысловатым названием Sony Pictures Animation.
Первый год две компании работали рука об руку, сперва над долгостроем «Астробой» (который Sony хотела видеть на экранах еще в конце девяностых, но в результате фильм окольными путями получил воплощение лишь в 2009-м и был благополучно проигнорирован), а затем над парой короткометражек, на которых протестировали мастерство. Раскачка долго продолжаться не могла, так что уже в 2002 году Sony Pictures Animation приготовилась отправиться в одиночное плавание, анонсировав сразу пять полнометражных анимационных лент.
Первым птенцом стал «Сезон охоты» – глуповатая семейная комедия о медведе, всю жизнь прожившем в цирке, но внезапно оказавшемся в лесу, где его ждут приключения в компании назойливого оленя. Силами Мартина Лоуренса и Эштона Кутчера, озвучивших главных героев, ленте удалось собрать в Штатах ровно столько же, сколько было затрачено на производство, – 85 миллионов долларов. А вот мировой прокат принес еще 112 миллионов. Неплохой результат для первого блина! А вот развить успех своего первенца Sony Pictures Animation не смогла – сиквел остался без своих главных голосов и в 2008 году отправился прямиком на видео. Но это за океаном, а у нас в кинотеатрах прокатили и сиквел, и триквел, выпущенный в 2010 году.
Но не будем забегать вперед, гораздо интереснее обратиться ко второй картине студии. К лету 2007 года Sony Pictures Animation приготовила зрителю фильм о поющих пингвинах «Лови волну!» и уже готовилась снимать сливки, если бы не «подлянка» со стороны конкурента – полугодом ранее Warner Bros. выпустили на экраны «Делай ноги» и тему поющих и пляшущих пингвинов закрыли. «Вторичному» «Лови волну!» пришлось довольствоваться снисходительными ухмылками, 150 миллионами долларов сборов (против 380 миллионов у конкурентов) да номинацией на «Оскар», который увел пиксаровский «Рататуй».
Тут бы и руки опустить, тем более что в 2008 году почил, так и не увидев свет, анимационный проект Джона Фавро «Неандертальцы», четыре года находившийся в разработке. Фавро, похоже, был куда больше заинтересован в «Железном человеке», а вот Sony Pictures Animation едва не осталась у разбитого корыта. На выручку пришел проверенный способ: обратиться к самому детскому, что есть в любом человеке, – к дуракавалянию и хулиганству. Сколько раз вам в детстве говорили не баловаться за столом и не бросаться едой? А что если еда буквально сыпется с неба, а причиной традиционного для Голливуда апокалипсиса может стать гигантская тефтеля? «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек» от сценаристов чрезвычайно популярного на то время ситкома «Как я встретил вашу маму» заманил осенью 2009 года в кинотеатр и детей, и их родителей – почти четверть миллиарда долларов, собранных в прокате. Sony Pictures Animation наконец-то избавилась от ярлыка гадкого утенка.
Но окончательно утвердиться на рынке студия запланировала в 2011-2012 годах. Работа велась сразу по четырем направлениям – традиционная рождественская сказка, пластилиновая классика, хоррор для детей и проект, сочетающий анимацию и живых актеров. Выстрелить должен был хотя бы один, и беспокойство студийных боссов было развеяно уже первым же релизом – летом 2011 года вся планета стала синекожей. Нет, «Аватар» тут ни при чем – мир захватили Смурфы. Не слишком часто встречающееся на экранах сочетание мультяшек и живых актеров в «Смурфиках» пришлось как нельзя кстати. А вкупе с героями, имеющими поклонников по всему миру, полумиллиардные общие сборы вовсе не выглядят удивительными. Студия крепко встала на ноги и получила в свое распоряжение франшизу, способную нести золотые яйца еще долгие годы (сиквел выходит на экраны сейчас, а третий фильм намечен на 2015 год).
На этом фоне практически незамеченным прошел новогодний релиз «Секретной службы Санта-Клауса». При весьма высоких оценках зрителей и критиков сборы его не поразили воображение, а в России он и вовсе потерялся в клубах пыли, поднятой традиционной «Новогодней битвой». Еще меньших финансовых успехов добились «Пираты! Банда неудачников» – к классической кукольной анимации зритель, видимо, оказался несколько не готов. Хотя специфический грубоватый юмор режиссера Питера Лорда зрители оценили, а режиссер даже обмолвился, что может взяться за продолжение.
Последним же на сей день релизом Sony Pictures Animation стала семейная анимационная комедия «Монстры на каникулах». Нам она особенна дорога непосредственным участием в ее создании нашего бывшего соотечественника – режиссером ленты выступил Геннди Тартаковски. Картина находилась в производстве с 2006 года, пока, миновав пять режиссеров, не попала в руки Тартаковски. Геннди переписал сценарий, заново отрисовал героев, придав им непропорциональные мультяшные формы, и приблизил стилистику к классическим мультфильмам Текса Эйвери. Результат – рекордная касса для сентября в Америке, крупнейшие сборы в истории студии на территории Штатов и обещанное на 2015 год продолжение.
В 2013 год, с десятилетним опытом создания любимых всеми возрастами мультфильмов, Sony Pictures Animation вошла с высоко поднятой головой. Уже готовы к демонстрации «Смурфики 2», повара-аниматоры уже приготовили пиршество в виде «Облачно, возможны осадки: Месть ГМО», в планах продолжение полюбившихся фильмов и новые проекты «Попай» и «Пиксели». Да, пока Sony Pictures Animation еще не достигла успехов своих более опытных коллег, но хватку уже продемонстрировала, коллектив собрала впечатляющий и, невзирая на постоянно муссирующиеся слухи насчет распродажи активов Sony, имеет, пожалуй, неплохие шансы на выживание. Мультфильмы смогут кормить японского гиганта еще долго. А заодно и зритель не останется в накладе.
Самые кассовые фильмы: «Смурфики», «Монстры на каникулах», «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек»
Крупнейшая неудача: «Секретная служба Санта-Клауса»