Любопытный камерный монофильм о коллекторе, который пытается отбить виртуальную атаку компроматом
Любопытный камерный монофильм о коллекторе, который пытается отбить виртуальную атаку компроматом.
Преуспевающий коллектор Артур (Константин Хабенский) славится своим умением выбивать долги с помощью психологического давления. Он так хорош в своем деле, что вращается в московских светских кругах и работает в высотном офисе с отличным видом из окна. Однажды вечером, когда Артур уже собирается уходить, ему звонит незнакомая женщина. Она сообщает, что выложила в Интернет видео, от которого мужчине не поздоровится. Действительно, в ролике показано нечто такое, что выставляет Артура в самом негативном свете. И человек, который привык охотиться на должников, сам становится объектом телефонной охоты. Артуру звонят как те, кто хочет от него отмежеваться, так и те, кто пытается нажиться на публичном скандале.
Надо честно признать – на российском рынке очень трудно окупить грандиозные постановки со взводом звезд, колоссальными декорациями и дорогими спецэффектами. В принципе, это возможно, но получается так редко, что многим картинам такого рода можно заранее предсказать провал. Поэтому хорошо, что в России находятся продюсеры и режиссеры, которые не ломятся в бездну, а придумывают минималистские, но занимательные проекты на грани артхауса и мейнстрима.
«Коллектор» – именно такое кино. Фактически это моноспекталь, в котором Константин Хабенский почти все время проводит в офисе, разговаривая по телефону и копаясь в Интернете. Даже когда герой общается без помощи техники, зрители не видят тех, с кем он говорит, потому что они скрыты за дверью. Бывают картины камернее, однако «Коллектор» близок к рекорду. И в таком устройстве фильма есть не только финансовая, но и художественная логика.
Коллекторов сейчас модно ненавидеть, но полнометражный режиссерский дебют сценариста Алексея Красовского («Метод Фрейда») снят не на злобу дня и не для того, чтобы обсудить достоинства и недостатки профессии Артура. Коллектор в данном случае – это просто умный и талантливый человек, который потратил себя на телефонную возню с разноцветными бумажками. И вот теперь телефон и бумажки у него есть, а счастья нет. И друзей верных нет. И его женщине нет дела до проблем Артура, потому что он ей нужен влиятельный и энергичный, а не депрессивный и загнанный. И его начальник думает только о том, как прикрыть свою задницу, но не совсем уж потерять ценнейшего сотрудника, который еще может вывернуться и вновь пригодиться. И журналист с совестливого радио звонит не потому, что хочет разобраться в ситуации, а потому, что ему нужно «жареное» интервью. И даже охранник за дверью кумекает, как бы выцыганить из Артура побольше листочков с картинками.
Герой полагал, что живет в мире людей, а его окружают бесплотные, бескровные, бессердечные призраки, утратившие свою человечность в погоне за ноликами на банковском счете. Да и сам он, в общем, такой же – бесплотный дух, преследующий должников по телефону и привыкший никому не верить и никому не прощать. Но теперь его пытаются изгнать с помощью интернет-заклинания, и Артур, как вселившийся в девочку демон в «Изгоняющем дьявола», отвечает едким сарказмом и попытками ужалить тех, кто с готовностью его предает. Не для того он столько лет рвался на вершину (в буквальном и переносном смысле), чтобы его могло свалить какое-то жалкое видео, попавшее в Сеть и в СМИ.
Впрочем, Артур не совсем уж пропащий. На всем протяжении фильма он показывает проблески человечности – как в словах и поступках, так и в выражениях лица. Коллектор из тех антигероев, кто не вызывает большой симпатии, но за чьими испытаниями и озарениями интересно наблюдать, потому что не знаешь, как дальше повернутся события, что предпримут герой и его собеседники и найдет ли Артур выход к Свету, который ему нужен, чтобы дальше жить как человек, а не как привидение. Кроме того, на то Хабенский и звезда нашего кино, что он может более часа удерживать зрителей своей харизмой и своим голосом.
Можно ли предъявить картине претензии в рамках выбранного постановщиком жанра? Пожалуй, фильм был бы увлекательнее, если бы у мстящей герою женщины было несколько козырных карт, а не только видео, которое она выкладывает еще до начала действия. Но в этом случае картина стала бы триллерной «игрой в шахматы», и она бы сосредоточилась на ходах и контрходах персонажей, а не на драматизме того, что жизнь Артура разваливается, как конструкция из домино после удара по первой костяшке. Так что если у вас нет предубеждений против камерного разговорного кино и вы хотите посмотреть психологическую драму о мучениях человека, привыкшего мучить других, то не стоит пропускать «Коллектора». Поддержите качественный режиссерский дебют!
С 6 октября в кино.