Полицейскому Алексу Мерфи не позавидуешь – вот уже тридцать лет не может спокойно умереть, хотя от его тела осталось лишь небольшие фрагменты
Полицейскому Алексу Мерфи не позавидуешь – вот уже тридцать лет он не может спокойно умереть, хотя от его тела остались лишь небольшие фрагменты. С момента выхода на экраны ленты Пола Верховена «Робот-полицейский» в 1987 году убитого бандитами копа все восстанавливают и восстанавливают, заставляя охранять закон в форме киборга: из первоначальной истории выросли два прямых продолжения, ремейк, сериалы, игры и комиксы. Нельзя сказать, что Робокоп обрел популярность уровня Терминатора, Чужих или Бегущего по лезвию, но персонаж получился запоминающимся, а потому Голливуд никогда не забывал о нем, держа в голове возможное новое перерождение. И, кажется, время служить и защищать для Мерфи снова близится – студия MGM задумала снять сиквел самого первого оригинального фильма о роботе-полицейском и наняла для реализации этого плана именитых авторов. Что же, давайте посмотрим, каким путем планирует развиваться проект и есть ли у всего этого перспективы.
Само по себе внезапное возвращение к «отработанной» франшизе выглядит несколько нелепо – многие уже ее позабыли, но последний из фильмов о Роботе-полицейском вышел сравнительно недавно, в 2014 году. К большому сожалению, картина Жозе Падильи с Юэлом Киннаманом в главной роли оказалась едва ли не главным разочарованием года – ленте отчаянно не хватало свежести идей, ее сценаристы просто побоялись отойти от сюжетного стержня оригинала, несмотря на изменившиеся реалии. Как бы ни хорохорилась студия, заявляя, что работа над продолжением ремейка ведется, было очевидно, что возвращения к Мерфи образца 2014 года не будет.
Так и случилось – новости, прозвучавшие в последние дни, указывают на то, что запланированный MGM новый фильм проигнорирует не только неудачный перезапуск, но и оба канонических сиквела, вернется к событиям ленты 1987 года и продолжит рассказ о Мерфи практически с того самого места, на котором зрители расстались с героем тридцать лет назад. Реализовать на экране любопытную задумку призван режиссер фантастических лент «Район № 9» и «Робот по имени Чаппи» Нил Бломкамп, а сценарий напишет Джастин Родс, в настоящее время занятый шлифовкой скрипта шестого фильма о Терминаторе, который вернулся в руки Джеймса Кэмерона. Но интересно здесь даже не то, что MGM привлекла востребованного автора, способного придумывать уникальные сюжетные конструкции, а то, что Родсу предложено адаптировать под современные требования нереализованный скрипт продолжения оригинального «Робокопа», написанный Эдом Ноймайером и Майклом Майнером еще в 1988-м.
Внимательный читатель заподозрит путаницу, но мы поспешим развеять сомнения: для фильма Верховена действительно было подготовлено два варианта продолжения, причем отличались они не мелкими деталями, а концептуально, настолько сильно, что не снятый вариант по большому счету вообще выводил Робокопа за скобки основных персонажей. Как, скорее всего, помнят зрители, «Робокоп 2» сводился к простому правилу: удвоить по сравнению с оригиналом количество роботов, увеличить число перестрелок и погонь, добавить крушений и аварий. Все так и было сделано, но кино от этого не стало вдвое лучше, а скорее наоборот, потеряло остатки человечности. Несмотря на провальные кассовые показатели сиквела, студия настояла на съемках третьего фильма, но этот позор поклонники Робокопа вообще стараются не вспоминать.
А что же было во втором варианте сценария? Его отличал упор на сатиру и высмеивание американской политики и общества того времени (их, кстати, достаточно и в оригинальном фильме, но за перестрелками и оригинальной концепцией многие зрители серьезных мыслей Верховена не разглядели). В планах Майнера и Ноймайера было заглянуть на четверть века вперед, то есть в середину 2010-х, и представить себе Америку, в которой победили жажда наживы, гнет капитала и товарно-денежные отношения в самой грубой их форме – пост президента в этом будущем себе выкупил финансовый магнат, территория страны разделена на участки для богатых и бедных, а правительство заменил Нейромозг. Сценарий даже получил название «Робокоп 2: Корпоративные войны», намекая на то, что действие ленты из детройтских кварталов переметнется на государственный и даже межконтинентальный уровень.
Однако любопытнее всего в этих планах было то, что для Робокопа в таком мире места не было – по сценарию киборга убивали еще в прологе, а возвращали к жизни ближе к финалу, когда без старого доброго робота-полицейского уже не обойтись. Смелый и несколько чудаковатый твист, но времена тогда были не столь суровые, как сегодня, – в продолжении можно было экспериментировать, а не повторять заезженные схемы и клише, лишь бы отбить затраты. Впрочем, и в конце восьмидесятых смелости на радикальное переосмысление сюжета у студии не хватило, и «Робокоп 2» превратился в то жалкое зрелище, которое все мы видели еще в эпоху видеокассет. Но тем интереснее, что из нереализованного скрипта захотят сделать сегодняшние авторы, ведь будущее, в 1990-м казавшееся далеким и невообразимым, наступило – с бизнесменом Трампом на посту главы государства, с коллективным интернет-разумом, влияющим на развитие общества, и корпорациями, превращающимися в надгосударственные конструкции.
Вроде бы выглядит многообещающе, но не будем забывать о выборе постановщика для нового «Робокопа», Нил Бломкамп – это одновременно и огромный плюс, и существенный минус для любого проекта. Его положительная сторона – неудержимая энергия и непрерывное бурление идей, постановщик из Южной Африки ворвался в индустрию с одним из самых оригинальных фантастических фильмов последних лет, причем снятых за скромные деньги, а затем после относительных неудач и некоторого затишья в работе снял серию короткометражек с привлекательными концептами. Минус, как и положено, прячется на оборотной стороне медали – вслед за «Районом № 9» Бломкамп не смог придумать ничего равнозначного, а его метания однажды уже закончились пшиком. Мы, конечно, вспоминаем о нереализованном проекте продолжения франшизы «Чужой», планами на который режиссер хвастал в Сети, но который так и остался пиар-шумом.
Правда, в отличие от истории с ксеноморфами, где ножку Бломкампу в существенной мере подставил Ридли Скотт, решивший самолично отправиться к истокам «Чужого», в «Робокопе» конкуренция с первоначальным автором Нилу не грозит – Пол Верховен давно живет другими категориями и далек от порожденного им робота, наводящего порядок на запруженных преступными элементами улицах. Студийные боссы наперебой расхваливают Бломкампа, утверждают, что его подход к жанру фантастики совершенно уникален, а в каждой работе чувствуется особый взгляд на мир, постановщик, в свою очередь, предается умилительным воспоминаниям о том, какое впечатление на него произвела тяжелая поступь Алекса Мерфи в оригинальном фильме в детстве, как удивительные спецэффекты того времени пробудили в нем интерес к кино, как интересны ему были вопросы идентификации и поиска идентичности, того, что едва не утратил главный герой «Робокопа».
Остается посмотреть, пойдет ли дело дальше разговоров – в конце концов те или иные объявления о далеко идущих планах звучат едва ли не ежедневно, а до большого экрана доходит лишь мизерный их процент. Не исключено, что «Робокоп» 2020-х вообще не появится и останется всего лишь строкой новостей, на которую клюнули ностальгирующие зрители, но в то, что робот-полицейский может снова встать на защиту правопорядка, очень хочется верить. Не только потому, что хорошая фантастика всегда в цене, и даже не для того, чтобы Бломкамп мог реализовать свои наработки и идеи, а по той простой причине, что сегодня, в век супергероев, зрителям очень не хватает чего-то надежного и даже приземленного. Такой «машины справедливости», какой был Алекс Мерфи времен обретения своей новой формы и содержания. Почему бы и не понадеяться на чудо?