Нуара из экранизации классического психологического триллера не получилось – актерам скучно, сценарий расползается по швам, а постановщику антураж и декор интереснее саспенса
Нуара из экранизации классического психологического триллера не получилось – актерам скучно, сценарий расползается по швам, а постановщику антураж и декор интереснее саспенса.
Нью-Йорк, 1960-е. Чета Стэкхаус демонстрирует на людях успех и горячую любовь, но за закрытыми дверями своего дома Уолтер и Клара давно тихо друг друга ненавидят. Нервы супруги несколько раз сдавали, она даже пыталась свести счеты с жизнью, но только после года мучений Уолтер решился заговорить о разводе. Получив резкий отказ и находясь под впечатлением от новостей о совершенном недалеко убийстве женщины, Стэкхаус задумывает избавиться от жены. Однако не успевает Уолтер подумать о возможном преступлении, как Клару находят мертвой. В то время как подозрение полицейских падает на супруга жертвы, сам вдовец открывает для себя тайну другого убийства, за которое до сих пор никто не понес наказания.
Американская писательница Патриция Хайсмит недаром неоднократно была отмечена премиями Эдгара Аллана По за свои детективные рассказы, повести и романы – ее книги неизменно сочетали не только запутанный сюжет, но и крепкую психологическую завязку, позволяющую ближе познакомиться с героями. Возможно, кто-то забыл, но именно перу Хайсмит принадлежат литературные произведения, на основе которых Альфред Хичкок поставил «Незнакомцев в поезде», Энтони Мингелла – «Талантливого мистера Рипли», а Тодд Хейнс – «Кэрол». Теперь же за экранизацию детективного романа популярной писательницы взялся режиссер «Аббатства Даунтон» Энди Годдард.
Годдарду хорошо удавалось наполнить духом эпохи грандиозный телесериал, и, пожалуй, для воплощения на экране атмосферы Нью-Йорка 1960-х он тоже подходит лучшим образом, однако одного этого для детектива недостаточно. Время, жанр и стилистика книги подталкивают к тому, чтобы превратить «Ловушку» в нуар, однако получается это скверно – в какой-то мере лента использует шаблоны и клише нуара, но сделано это скорее механически, чем от души. «Ловушке» отчаянно не хватает воздуха и напряжения, картина то и дело буксует, отвлекаясь на мелочи.
А между тем литературный источник дает кинематографистам обильную пищу – в «Ловушке» (или «Просчитавшемся», по названию романа) читатель встречался сразу с тремя любопытными героями. Кроме Уолтера Стэкхауса, запутавшегося в желаниях и мечтах, в книге присутствует колоритный букинист Мелхиор Киммел, сумевший безнаказанно убить супругу, и одержимый расследованием детектив Лоуренс Корби, уверенный в виновности Стэкхауса и Киммела, но не имеющий доказательств. Все три персонажа существуют не только во взаимной гравитации и напряжении, они раздираются противоречиями изнутри – каждый из них совсем не тот человек, которого рисует первый взгляд.
Увы, лента Годдарда все это проглатывает и сминает, не дав распуститься. Уолтер здесь просто мнительный тюфяк, который даже интрижку на стороне не смог толково организовать и «заляпался» во всех подозрениях, какие можно придумать. Киммел – злобный старикан, даже не пытающийся притворяться невинным. А Корби – просто отчаянный солдафон. Наблюдать за их вялыми барахтаньями тем более обидно, если иметь в виду другую ленту, снятую по этому же произведению Хайсмит, – французский триллер «Убийца» Клода Отан-Лары. Вот где пылали страсти и бурлили чувства, вот где ненависть Стэкхауса к жене была оправдана, а Киммел действительно скрывал страшную тайну. Даже следователь у французов был боевитее – не стеснялся лупасить подозреваемых прямо на допросах.
Но в «Ловушке» ничего этого нет. Первую половину фильма расползающийся в разные стороны сюжет не позволяет сконцентрироваться, а к персонажам проникнуться хоть каким-то интересом. Далее начинается череда глупостей и невынужденных шараханий от одного героя к другому – режиссер просто не смог связать тугой узел интриги, линии повествования у него торчат в разные стороны. И скользкий финал не спасает – детектива не получилось, от триллера не осталось и следа, драмы не было с самого начала.
И вроде бы нет повода ругать актеров, им просто нечего было играть: Патрик Уилсон смотрит в одну точку, Джессика Бил кривит губки, а вся сексапильность и «фаммфатальность» Хейли Беннет просто остается за кадром – авторы бездарно прошляпили все актерские таланты своих подопечных. Разве что Эдди Марсан выгодно выделяется на фоне коллег, но и он не уходит далеко от тех своих образов, которые зрители видели добрый десяток раз.
К сожалению, «Ловушка» лишний раз подтвердила: недостаточно нарядить актеров в правильные штаны и усадить в соответствующие эпохе автомобили, их эпохой нужно зарядить, а пуще того – зарядить сюжетом. Съемки «Ловушки» не заинтересовали толком, кажется, никого из создателей картины. Так почему этот скучный недодетектив должен быть интересен нам?
С 19 января в кино.