Обзор иностранной прессы по фильмам «Va-банк» и «Пятая власть»
Кто придумал ограничения, правила и, в конце концов, законы? Зачем люди решили, что нельзя творить, что вздумается, и устраивать «дестрой» на каждом шагу? Почему не разрешается нагрести себе лопатой денег в ближайшем банке? С чего бы вдруг запрещено открыто манипулировать и кидать людей ради своей выгоды? Как же так, я не могу спокойно влезть в документы с пометкой Top Secret и потешить свое любопытство, разузнав самые большие секреты страны? На самом деле все это можно, но лишь в двух случаях. Первый – случился конец света, и всем уже плевать, а второй – ты живешь по принципу «правила созданы для того, чтобы их нарушать», и тебе на все плевать еще до наступления конца света.
Как известно, казино всегда в выигрыше, и Бен Аффлек с Джастином Тимберлейком и режиссером Брэдом Фурманом взялись это доказать. Гений математики Ричи решил оплатить свою учебу в Гарварде выигрышами из онлайн-казино, но благополучно слил свои 17 тысяч долларов. Вместо того чтобы успокоиться, понять и забить, герой Тимберлейка рвет когти в Коста-Рику, где знакомится с Томом, королем игорного мира в исполнении Бена Аффлека. Вместе с ним он делает миллионы, но, оказывается, Аффлек всегда в выигрыше… даже без казино. И вообще, им интересуется ФБР во главе с Энтони Маки. Выясняется, что Том промышляет взятками, рэкетом и периодически кормит своих крокодилов живыми людьми.
На первый взгляд достаточно интригующее описание, да и наличие сценаристов «Друзей Оушена» и «Шулеров» наводило на мысль, что нас ждет стильное кино об аферах. Вдобавок у руля ленты Фурман, снявший добротный триллер с неплохим твистом в концовке «Линкольн для адвоката». В общем, стартовые позиции были у «Va-банка» недурные, но извлечь выгоду из хороших предпосылок и создателей не получилось.
Лента с треском провалилась в прокате, собрав всего 7 миллионов в первый уик-энд, и нахватала шишек от критиков. Глядя на рецензии по фильму, проще назвать то, что понравилось критикам, чем перечислять все отвешенные «Va-банку» оплеухи.
«”Va-банк” – представитель яркого жанра, который мог бы снискать признание, если бы люди, участвовавшие в создании фильма, подошли бы с такой же концентрацией и вниманием к развитию сюжета и концовке, как и к зачину истории», – пишет Дэн Кэллэхэн (Dan Callahan/RogerEbert.com).
«”Va-банк” начинается с солидной завязки, а затем неминуемо движется к провалу», – вторит коллеге Тим Роуби (Tim Robey/The Telegraph).
«После интригующего начала “Va-банк” перетекает в триллер, сделанный по инструкции», – считает Ричард Репер (Richard Roeper/The Chicago Sun Times).
О заштампованности продолжает говорить канадец Лиам Лэйси (Liam Lacey/The Globe and Mail): «”Va-банк” – это плохой набор сплошных клише».
Помимо сюжетных трудностей у «Va-банка» налицо проблемы с актерской игрой. В свою силу не сыграли ни Джастин Тимберлейк, ставший в 32 года студентиком из Гарварда, ни Бен Аффлек, от которого ждали яркого злодейского персонажа, ни Джемма Артертон, запоминающаяся исключительно своими платьями.
«Триллеры с рейтингом R редко бывают такими скучными и вялыми, но “Va-банк” умудрился вывести из Тимберлейка всю харизму и заставить Бена Аффлека вернуться в прошлое, к временам “Часа расплаты” и “Джильи”», – поражается Рене Родригес (Rene Rodriguez/Miami Herald).
Издания даже задались вопросом, а кто же из актерского тандема «Va-банка» сыграл хуже, Тимберлейк или Аффлек. В итоге договорились до того, что бывшему солисту N-Sync стоит бросить кинокарьеру. Правда, в конце концов Джастину все же сделали небольшую скидку.
«Если и есть урок, который может вынести для себя Тимберлейк, то он заключается в том, что ему стоит поддерживаться фильмов с сильным составом. Иначе на себе он картину не вытащит. Его лучшие роли приходятся на фильмы, в которых он вклинился между другими сильными исполнителями, – “Социальная сеть” и “Внутри Льюина Дэвиса”. Однако после “Va-банка” я думаю, что ему стоит взять перерыв. Пожалуйста, хватит слать ему сценарии», – прямым текстом изложил свое мнение Рамин Сетодех (Ramin Setodeh/Variety).
Для Аффлека, которого впереди ждет «Пропавшая» Дэвида Финчера и образ Бэтмена в сиквеле «Человека из стали», «Va-банк», как выразился автор Entertainment Weekly, стал лишь незначительной темной страничкой в фильмографии.
К слову, Аффлек даже пытался спасти фильм, приведя за считаные дни до конца постпродакшена своего монтажера. Уильям Голденберг, удостоенный «Оскара» за «Операцию “Арго”», сделал фильм чуточку другим, но это ленту от полного краха в прокате не спасло.
Помочь «Va-банку» заработать хоть что-то вы можете прямо сейчас, лента вышла в прокат 26 сентября.
Джулиан Ассанж, наверное, побил все журналистские рекорды. Да, расследование, разоблачения и публикации оборотной стороны жизни появлялись и до него, но никто не делал этого в таких масштабах. Вдобавок Ассанж нажил себе рекордное количество врагов в лице не только отдельных личностей, но и целых стран! Как он умудрился? Игнорировал наклейку о «секретности» и публиковал в Интернете совершенно конфиденциальную информацию. В итоге австралийского журналиста объявили в розыск (правда, по делу об изнасиловании, а не о госизмене), и он до сих пор укрывается от ареста в посольстве Эквадора на территории Великобритании.
Массовую волну разоблачений, которая начала раскатываться в 2006 году и бушует до сих пор, кинематографисты пропустить не могли. В итоге историю WikiLeaks доверили Биллу Кондону, а главных героев поручили Бенедикту Камбербэтчу и Дэниэлю Брюлю. Ленту показали на фестивале в Торонто, и на пресс-конференции исполнитель главной роли был откровенен с журналистами.
«Я не азартный человек, но готов поспорить, что Джулиан Ассанж не поддержит фильм», – сказал Бенедикт Камбербэтч.
Как оказалось, Шерлок вновь прав. Ассанж из посольства Эквадора написал Бенедикту недовольное обращение в открытом письме, опубликованном на WikiLeaks.
«Я верю, что ты – хороший человек, но я не верю, что хорошим можно назвать этот фильм, – пишет в своем письме Ассанж. – Не снимайся в нем, а иначе тебя используют как наемника, которому предстоит рассказать правду, но на самом деле все фальсифицировано. Подумай о людях, которым может навредить этот фильм».
Критики ленту о становлении WikiLeaks оценили неоднозначно: никто ярких комплиментов не раздавал, но и грязью картину не поливал.
«Получился адекватный и частенько смешной фильм, но Камбербэтч со своим талантом достоин большего. Физически Ассанж Камбербэтча намного сложнее и любопытнее, чем то, что он говорит и делает в кадре», – рассказал о ленте Дэйв Калхун (Dave Calhoun/Time Out).
«У создателей фильма не хватило смелости принять чью-то сторону, и поэтому события ленты отражены невыразительно», – заметил Кевин Джагернот (Kevin Jagernauth/The Playlist).
«”Пятая власть” – неровное, но все же моментами глубокомысленное и достаточно полное отражение истории WikiLeaks, в котором упор делается на характере Ассанжа, а не на биографическом рассказе», – вынес свой вердикт Эрик Кон (Eric Kohn/indieWire).
До России история основателя скандального WikiLeaks дойдет через две недели – 24 октября.