Недавно 31 год исполнился Ивану Янковскому — не только талантливому актеру, но и интеллигентному человеку, выигравшему в генетическую лотерею. Хоть у него пока и не было той самой громкой роли, с которой бы он у всех ассоциировался (сам Иван, кстати, считает это своим преимуществом), Янковский продолжает пробовать себя во всех форматах и жанрах: от мистических сериалов до военно-исторических картин. Не страшно, что этот опыт не всегда окупается и имеет свои шероховатости, ведь 30 лет для актерской профессии — возраст смешной, так что в его будущих триумфах мы не сомневаемся, а на прошлые огрехи готовы закрыть глаза — молодость, как известно, все прощает.
Недавно 31 год исполнился Ивану Янковскому — не только талантливому актеру, но и интеллигентному человеку, выигравшему в генетическую лотерею. Хоть у него пока и не было той самой громкой роли, с которой бы он у всех ассоциировался (сам Иван, кстати, считает это своим преимуществом), Янковский продолжает пробовать себя во всех форматах и жанрах: от мистических сериалов до военно-исторических картин. Не страшно, что этот опыт не всегда окупается и имеет свои шероховатости, ведь 30 лет для актерской профессии — возраст смешной, так что в его будущих триумфах мы не сомневаемся, а на прошлые огрехи готовы закрыть глаза — молодость, как известно, все прощает.
Раз уж подвернулся такой замечательный повод, решили составить небольшой гид по самым запоминающимся ролям потомственного актера.
«Индиго» стал первым серьезным дебютом Янковского в кино, благодаря которому он прошел свое боевое крещение кринжем. В центре сюжета группа московских подростков «индиго», которые обладают разными суперспособностями: от умения разговаривать с животными до телекинеза. Такая уникальность и стала причиной их внезапных исчезновений. Янковский как раз играет их дерзкого предводителя — Андрея Каляева, пускающегося в распутывание этого жуткого дела. Фильм, конечно, был разнесен критикой в пух и прах, после чего Янковский решил сделать перерыв и погрузиться в учебу.
Шесть лет спустя в компании с Александром Палем и Павлом Чинаревым Янковский сыграет хулигана в фильме Михаила Мертвецкого, сценариста «Легенды № 17».
Друзья провозгласили себя «Тряпичным союзом» — командой свободных духом и телом молодых ребят, заряжающих своих бунтарством. Очаровательный фильм-песня о юношеской любви и дружбе. Вся эта троица неприлично обаятельно и слаженно играет, поэтому и получила в 2015 году всем скопом на «Кинотавре» приз за «лучшую мужскую роль». Сам фильм не только боролся за главный приз, но и был номинирован в Берлине на «Хрустального медведя» как лучший фильм конкурса для юношеского поколения.
Съемки в триллере Павла Лунгина о противостоянии оперной дивы Софьи Майер (Ксения Раппопорт) и молодого певца оперной труппы Андрея (Янковский) были для Ивана довольно интересным экспериментом, для которого ему пришлось прорабатывать дикцию и ходить на хореографию, чтобы добиться невероятной гибкости. Несмотря на то что его персонаж тут обделен положительными качествами, с ролью лицемерного и неприятного героя Янковский справился на ура, а обо всех несовершенствах фильма забываешь, как только на экране появляется магнетической красоты Ваня со своим взглядом исподлобья.
Фильмом Юрия Быкова, пожалуй, можно ознаменовать начало расцвета актерской карьеры Янковского, после «Завода» громкие проекты с его участием посыплются один за другим. А учитывая народную любовь ко всем остросоциальным драмам режиссера, неудивительно, что практически каждый персонаж в них вызывает у зрителя уважение и сочувствие.
Здесь Иван играет рабочего паренька Вовку, который в отчаянии ищет деньги, чтобы помочь тяжело больной матери. Этот образ он подглядел в фильме «Влюблен по собственному желанию» у своего деда Олега Янковского, который там играл сварщика. Наблюдать за тем, как актеры играют в кино кардинально не похожих на себя в жизни персонажей, зрелище всегда любопытное, так что перевоплощение из интеллигентного молодого человека с аристократическим профилем в обычного работягу лишь добавило Янковскому пару очков в карьерную копилку.
Хорошего героя, забирающего безусловную зрительскую любовь, сыграть, пожалуй, не очень трудно, а ты попробуй показать на экране редкостную падлу, которую тут же захочется придушить. Молодой оперативник Петя в исполнении Янковского, загубивший судьбу Саше Петрову, поплатился своей жизнью на экране, а в реальности обрел дополнительную армию поклонников, которая теперь будет отстаивать его место на современном актерском пьедестале до последнего.
Про Янковского в «Хандре» особо много не напишешь, у него там небольшая роль большого человека Андрея Тарковского. Трагикомедия о страхах и надеждах тридцатилетних убеждает нас не только в том, что у Вани есть огромный потенциал, который обязательно раскроется каким-нибудь масштабным проектом, но еще и в том, что ему чертовски идут различные вариации усов и глубокая задумчивость.
Про как минимум спорный проект Андрея Кравчука «Союз Спасения» писать, конечно, желания особого нет, но не включить сюда фильм, в который вбухали почти один миллиард рублей, было бы подло с нашей стороны. Янковскому досталась роль Михаила Бестужева-Рюмина, который был самым молодым из пяти казненных декабристов — ему было 25 лет. В целом ничего выдающегося в этой роли отметить нельзя, но в одной из сцен его персонаж говорит: «Сейчас мы выпьем шампанского и застрелимся!» С похожим чувством заканчиваешь просмотр этого исторического эпоса.
Как и во многих своих предыдущих работах, Янковский снова попадает в большой проект, где его невозможно воспринимать обособленно от внушительного актерского состава (Хабенский, Добронравов, Смоляков, Кузнецов, Жизневский, Сухоруков): согласитесь, что, как ты ни старайся, выделиться получается с трудом, максимум — отыграть от звонка до звонка на таком же уровне. В «Огне» плюс ко всему есть давняя проблема нашего кино «вы переигрываете, а вы недоигрываете», так что чересчур рвущийся наружу актерский напор Янковского, который играет нахального дурачка Рому Ильина, готов нас уничтожить. Все это говорит лишь о том, что таланту Вани тесновато на второстепенных ролях, и очень хочется наконец-то увидеть его в роли какого-нибудь сложного и душевно поломанного персонажа.
После «Текста» сотрудничество Глуховского и Янковского продолжилось, и в январе 2021 года вышел мистический сериал «Топи». По сюжету герой Янковского приглашает своих друзей поехать в чудотворный монастырь под деревней Топи. Но по приезде они обнаруживают, что это место давно заброшено, а в близлежащей деревне и вовсе творятся какие-то жуткие вещи, и компания сталкивается с невозможностью выбраться и из этой пугающей реальности.
Сам Ваня говорил, что все вопросы, которые Глуховский транслирует через его персонажа, ему очень близки, а также он давно хотел поработать с режиссером Владимиром Мирзоевым. Экзистенциальный трип про поиск веры нередко проседает в диалогах и раскрытии главных героев, но компенсируется занимательным сюжетом и визуальным оформлением, а на таком фоне все будут выглядеть умничками.