Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Обзоры

Приключения с трупом

Суперзвезда Скарлетт Йоханссон в этом году в центре внимания. Причем не самого приятного

Добавить в закладки
Приключения с трупом

Когда Голливуд был юн и свеж, его главными врагами были американские блюстители нравственности. Они так яростно упрекали популярные ленты в растлении нравов, пропаганде насилия и прочих преступлениях против общественной морали, что голливудским кинокомпаниям пришлось в 1930 году принять самоцензурный кодекс Хейса. Киностудии сами жестко ограничили своих сценаристов, чтобы агрессивные моралисты-политики не добились введения государственной цензуры.

Запреты касались самых разных сфер. Нельзя было показывать обнаженную натуру, прием наркотиков, священников-злодеев, расово смешанные семейные пары… И многое, многое другое. От кодекса Хейса отказались лишь в 1960-х, когда нравы в стране смягчились, а конкуренция со стороны откровенного европейского кино стала невыносимой (кодекс распространялся на производство лент, а не на их прокат).

В наше время американские моралисты-консерваторы еще живы, но они давно сорвали голос. Их никто не слушает, кроме ближайших сторонников, которые все равно в кино не ходят, потому что там «обитель дьявола». Для христианских фундаменталистов снимаются их собственные, весьма специфические фильмы. Как правило, о том, как кто-то убеждает кого-то покаяться и принять Христа.

Кадр из фильма "Очень плохие девчонки"

Соответственно, американские студии снимают то кино и те телесериалы, которые считают нужными. Их, правда, сковывают рамки возрастных рейтингов и необходимость продавать свои проекты по всему миру (не в каждой стране будут показывать, скажем, подростковый сериал о юных геях и лесбиянках), но это бизнес-соображения, а не страх перед консервативной критикой. Если нет нужды продавать сериал в Россию, то пусть там хоть все подряд будут нестандартной ориентации.

Однако свято место пусто не бывает, и ниша пламенных борцов за нравственность не опустела. Ее заняли прогрессивные критики, у которых своя система требований и претензий к искусству. И, как вы уже догадались, именно их гнев навлекли «Очень плохие девчонки», как только в прессе началось обсуждение первых трейлеров картины и ее синопсиса.

Казалось бы, кто-кто, а «прогрессоры» должны были поднять «Очень плохих девчонок» на щит. Они часто жалуются, что кино преимущественно снимают о мужчинах – но этот фильм о женщинах, аж с пятью главными героинями. Они переживают, что мужчины доминируют за кадром – но «Девчонок» придумала и поставила Люсия Аньелло. Правда, дебютантке помогал со сценарием ее парень, комедийный актер и сценарист Пол Даунс, но лишь помогал, а не солировал и не лидировал. «Прогрессорам» не нравится, что женщины в комедиях часто оказываются секси-приложением к комикующим мужчинам, но даже по названию фильма Аньелло ясно, что комикуют в нем в первую очередь героини – старые подруги, устроившие жаркую вечеринку в честь героини Йоханссон, которая готовится выйти замуж.

Так что же не так в «Девчонках» в сравнении с «Девичником в Вегасе» и с недавними «Охотниками за привидениями» – картинами, которые эта часть критики буквально облизывала? Во-первых, на постерах у всех пяти ведущих актрис светлая кожа. В реальности Зои КравицДивергент») все-таки темнокожая, но одно «политкорректное» лицо на пять героинь – маловато по нынешним прогрессивным стандартам. Особенно на фоне выходящей в США в июле аналогичной комедии «Женская поездка», где все четверо главных героинь темнокожие. Вот это прогрессивно! На худой конец надо снимать как в сериале «Оранжевый – хит сезона», где толпа героинь всех цветов кожи и многих национальностей. Есть даже русская иммигрантка.

Далее, лишь одна из героинь «Очень плохих девчонок» заметно упитана. Ее сыграла комедиантка Джиллиан Белл из сериала «Няня для идиотки». У остальных героинь пропорции модельные или почти модельные. А это, понятно, зло, потому что большинство американок не выглядят как Йоханссон или Кравиц, и им якобы неприятно, когда Голливуд проталкивает определенный стандарт внешности. Мы-то думали, что в кино снимают общепризнанно привлекательных людей, потому что они привлекают внимание, но пропагандисты всюду видят пропаганду.

Кадр из фильма "Очень плохие девчонки"

Наконец, главная претензия к «Очень плохим девчонкам» состоит в том, что героини по ходу действия случайно убивают стриптизера. Это не спойлер – убийство упоминается в трейлере, поскольку запускает основной сюжет. Так как героини не хотят вместо свадьбы отправиться в тюрьму, то они начинают судорожно скрывать и прятать труп и навлекают на свои головы все большие неприятности.

По жанровым меркам это экстремальный, но допустимый ход. «Очень плохие девчонки» – это разнузданный фарс для взрослых, и было бы странно, если бы его героини жили по моральному кодексу супергероев. Кроме того, есть известный и признанный фарс Теда Котчеффа «Уик-энд у Берни», где герои весь фильм делают то одно, то другое с трупом своего босса (правда, убитого не ими, а киллером). «Очень плохие девчонки» были проданы студии Columbia как смесь «Уик-энда» с «Девичником в Вегасе».

«Прогрессорам», однако, не нравится не надругательство над трупом и даже не убийство мужчины (это-то как раз очень даже правильно), а смерть стриптизера. Мол, стриптизер – это секс-работник, а насилие над секс-работницами и секс-работниками – большая беда современного мира и одна из «любимых» проблем «прогрессоров». Изнасилования, избиения, обращение в рабство и даже убийства… Смеяться над этим недопустимо, а нужно только плакать, сопереживать и бороться с клиентами проституток и посетителями стрип-клубов, как это сейчас модно в особенно прогрессивных странах.

Что можно на это сказать? Что фильм, где разгульная компания парней случайно убивает проститутку, а затем что-то творит с ее телом, смотрелся бы не ахти как. Но для разнузданного фарса важна абсурдность происходящего, а случайная гибель стриптизера во время девичника в первую очередь нелепа и неправдоподобна, а не трагична. То же можно сказать и об истерических попытках героинь скрыть случившееся. Ясно, что эти женщины ничего такого не планировали и даже не грезили об убийстве в мрачных кошмарах, и потому им проще сочувствовать, чем, скажем, парням из «Мальчишника в Вегасе». От которых, наоборот, убийства проститутки или стриптизерши вполне можно было бы ждать. Особенно от персонажа Зака Галифианакиса.

Кадр из фильма "Очень плохие девчонки"

Да, это неравное отношение к женщинам и мужчинам в одном и том же контексте. Но феминисток так часто ловят на предпочтении женщин мужчинам, что не их дело кого-то в этом упрекать.

Да и кто сказал, что женский фильм должен соответствовать всем требованиям самых радикальных феминисток, содержать их лозунги и подавать прочие «сигналы феминистской добродетели»? «Очень плохие девчонки» – кино о заведомо неидеальных женщинах, которые вряд ли станут идеальны к финалу. Так почему же в остальном это должна быть идеализированная картина? И с какой стати ей быть нарочито пропагандистской?

Соль такого кино не в пропаганде, а в комичном заигрывании со всяческой неправильностью. Его цель в том, чтобы зрители как следует посмеялись над злоключениями героинь. Это не самая благородная цель, но для экранного благородства есть другие фильмы, где тоже порой играет Скарлетт Йоханссон. Так что руки прочь от «Очень плохих девчонок»! Хотя стриптизера, конечно, жалко.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?