В невероятно красивом фильме "Еще одна из рода Болейн" хороши платья, женщины, лошади, собаки и мораль -- увы, в наше время она неприменима за отсутствием квалифицированных палачей.
Представьте себе, что к вам приходит влиятельный шурин и говорит: "Король охладел к своей жене, а это значит, что мы сможем получить много земли, денег и влияния, но для этого под короля надо будет подложить одну из твоих дочек". Представьте себе также, что на полу между вами и камином лежит громадная, невыносимо красивая староанглийская овчарка, к коновязи привязаны породистые кони, а в своей спальне щебечут две дочки – Скарлетт Йоханссон и Натали Портман. Напоследок останется только представить себе, что на вас расшитый золотом тесный камзол с воротником-гармошкой, у вас гнилые зубы и последний раз вы мылись в лучшем случае полгода назад – и вы в фильме британского телережиссера Джастина Чэдуика «Еще одна из рода Болейн» /Other Boleyn Girl, The/ (2008).
Ну, это, конечно, некоторое преувеличение. Конечно, когда Мэри Болейн вышла замуж (королю ее отдали от мужа), перед свадьбой не мылась, ее только обтерли влажной губкой, первая брачная ночь ее была ужасна, как у всех, впрочем – муж сделал свое дело и захрапел, а потом проснулся и помочился в ночной горшок. Но с другой стороны, до натурализма французской "Королевы Марго" /Reine margot, la/ (1994), быстрого секса в подворотне и расползающегося, сгнившего от грязи батистового белья на телах главных героев и героинь, "Еще одна из рода Болейн" не доходит, и слава Богу.
Не следует ждать от ленты и какой-то избыточной брутальности – это вам не "Плоть и кровь" /Flesh + Blood/ (1985). Конечно, одну из главных героинь и ее брата казнят. С другой стороны, на самом деле исторически их казнили довольно гуманно – отрубили голову, причем ради королевы Генрих VIII нанял мечника из Кале, вместо того, чтобы отрубить королеве голову обычным мясницким топором. Мало того, он ее практически помиловал – изначально она была приговорена к сожжению. С братом ее обошлись тоже довольно милостиво: за государственную измену (выразившуюся в инцестуальном сношении с королевой) его должны были подвергнуть национальной британской казни hanged, drawn and quarterd – повесить не до смерти, опустить с виселицы, выпотрошить, кастрировать и четвертовать (обычай этот сохранялся до 1814 года). Даже пытки, которыми из брата королевы выдали признание – и те не показали на экране, поэтому считать фильм "Еще одна из рода Болейн" жестоким на основании двух обезглавливаний – сущее веганство.
На самом деле, у нас тут высокоморальная притча. Младшая из девиц Болейн была уже не девица, и не Болейн. Ее забрали от законного мужа и подложили под короля. В королевскую спальню она шла без охоты, но и без страха. В спальне все получилось очень хорошо, отчитываясь перед отцом и дядей, она не вдавалась в подробности, но и не краснела, сообщая, что король сделал с ней это много раз и был доволен. Сама она сочла, что он очень нежный и вообще хороший любовник, а потом родила от него сына-бастарда. Старшая страшно ревновала, окрутила короля сама, пока сестра была беременна, однако действовала по принципу "до свадьбы – ни-ни". В результате была изнасилована, стала королевой, вечно унижалась перед королем, в том числе и в кровати, король ее ненавидел, сына она ему так и не родила, зато родила дочь Елизавету, и в результате была казнена по абсурдному обвинению в инцесте с собственным братом. Мораль очевидна, но в наше время неприменима: сейчас нанять для охотницы за богатым и влиятельным мужем мечника из Кале может еще меньше народу, чем в тридцатых годах шестнадцатого века.
Зато все тут очень красиво. Зато Натали Портман делает Скарлетт Йоханссон на раз – как актриса и как яркая, красивая женщина. По контрасту с этой яркостью Йоханссон должна демонстрировать мягкий внутренний свет добродетельной и беременной сельской простушки, но это уж на любителя. Что тут говорить – даже король Генрих (Эрик Бана) в этом фильме спортивный красавец, хотя к моменту первого развода он уже растолстел так, что талия у него была 52 дюйма – 133 см.
Но что мы будем об этом говорить? Ведь и Анна Болейн – лютеранка, властолюбивая интриганка, подтолкнувшая Генриха к окончательному разрыву с Папой Римским и отлучению от церкви, умная, ироничная и бесстрашная ведьма имеет отдаленное отношение к героине Натали Портман, которая больше похоже на мелкого шулера, который сорвал большой куш и теперь точно знает, что рано или поздно его пришьют.
Зато в этом фильме невероятно хороши лошади, женщины и собаки.