Для любого автора, будь то художник, писатель или режиссер, будет честью знать, что произведение искусства, им написанное или снятое, вдохновило читателей и зрителей на что-то великое
Запущенную Джорджем Ромеро фильмом «Ночь живых мертвецов» волну зомби мировая массовая культура по-прежнему не в силах остановить – фильмы и сериалы о «ходячих» множатся, а вера в возможность зомби-апокалипсиса среди обывателей растет. Народ настолько готов к началу эпидемии, что подросток из Майами недавно едва не был расстрелян соседями – парнишка всего-то нарядился в зомби и разгуливал по городу, пока его приятель снимал любительский фильм. Местный новостной канал позже высмеял обывателей, а вот Центру по контролю заболеваемости США не до смеха – этой правительственной организации уже неоднократно приходилось выступать с заявлениями, что зомби-апокалипсис невозможен. На волне популярности «Ходячих мертвецов» ЦКЗ, кстати, сдался и предпочел не отговаривать американцев, а, воспользовавшись случаем, научить навыкам выживания в случае природных катаклизмов. Зомби, может, и не нападут в ближайшие годы, а вот наводнения и торнадо сегодня частые гости.
Повторение подростками сцен из любимых добрых детских можно считать милыми шалостями, дающими выход их творческому началу, а вот подражание героям фильма Стэнли Кубрика «Заводной апельсин» – это уже весьма опасное проявление характера. Если вовремя не заметить такое отклонение сознания, можно не уследить за молодыми преступниками – в книге «Стэнли Кубрик: Биография» перечислено несколько примеров того, как копирование повадок и характеров Алекса и его приятелей оборачивалось страшными преступлениями. Но не будем о страшном, а отметим только самые странные из проявлений почтения к «Заводному апельсину» – например, случай настолько глубокого погружения одного из американских подростков в мир фильма, что его постоянное ношение белых комбинезонов и черного котелка вкупе с разговорами на вымышленном языке надсате напугало родителей. Им даже пришлось сдать чадо полиции, когда он начал крушить комнату, то насвистывая Бетховена, то напевая песни из «Поющих под дождем». Иногда лучше вовремя остановиться.
С самого первого появления Супермена на страницах комиксов не проходило года, чтобы в американской прессе не появлялась заметка об очередном ребенке, прыгнувшем со шкафа или подоконника в красном плаще и сломавшем себе ногу. В 1950-е прошла даже волна летальных исходов подобных полетов, приведших к тому, что детские психологи взяли на себя смелость заняться изучением проблемы с научным подходом. К выходу в прокат фильма «Супермен» в Америке вышла научная статья, исследующая несколько десятков «суперменских прыжков» у детей, в ней ученые объясняли родителям, что дети обычно просто не задумываются, как и куда они будут приземляться. Рекомендации педиатров помогли купировать проблему – прыгать дети не перестали, но о смертельных случаях не слышно уже давно.
Биографический фильм «Октябрьское небо» с юным Джейком Джилленхолом в главной роли является одной из самых мотивирующих картин конца прошлого века. В ленте рассказывается история американского мальчишки, задумавшего построить ракету, чтобы утереть нос русской космической программе. В одном из эпизодов фильма подростки крадут железнодорожные костыли, чтобы деньгами с их продажи финансировать свои научные разработки. Не самый лучший пример для подражания, но последователи у героев нашлись – в 2006 году несколько мальчишек парализовали работу целого железнодорожного узла на востоке США, выкрав полторы сотни металлических костылей. Катастрофы, к счастью, не произошло, но ущерб «железка» понесла значительный. Что еще хуже – эти подростки и не думали инвестировать вырученные деньги в науку. Позор!
Технотриллер братьев Вачовски «Матрица» – один из самых популярных в среде любительских пересъемок фильм, «отшвеженных» сцен из этого фильма на просторах Сети можно найти не одну сотню. И это прекрасно – как еще, если не повторяя постановку великих фильмов, можно набить руку в режиссуре, актерской игре и операторских приемах. Увы, пересъемка «полета пули» – самое безобидное, на что неокрепшие умы натолкнула «Матрица», насилия фильм тоже породил немало. Известно как минимум три случая, когда представление об окружающем мире как о коде компьютерной программы толкало людей на убийства, и самый известный пример – Джош Кук, прославившийся как Вашингтонский снайпер. 19-летний юноша, возомнивший себя Нео, взял пистолет и ружье и отправился убивать «мистеров Смитов». Лучше бы мастерил небоскребы из картона и снимал на телефон свои варианты любимых сцен из фильма, как другие.
В 2009 году в одном из американских городков в кафе «Старбакс» сработало взрывное устройство. Бомба оказалась совсем маломощной, ее взрыв почти не принес ущерба, но персонал и посетителей напугал – полиция взялась за дело и быстро нашла злоумышленника. Им оказался 17-летний тинейджер, мнящий себя новым Тайлером Дарденом. Вдохновленный картиной Дэвида Финчера, мальчишка организовал собственный «Бойцовский клуб» и «Проект Разгром», вот только попался он совсем не по-дарденовски. До того как бомба сработала, «герой» хвастал своими планами перед друзьями и даже назвал им точное время, когда включить новости. Отметая тот факт, что полиция сработала из рук вон плохо и при таких обстоятельствах не смогла взрыв предотвратить, отметим, что и юный «анархист» явно высоким интеллектом не отличался. Да и первые два правила настоящего «Бойцовского клуба» он, судя по всему, не понял.
Ничуть не меньше Супермена на подвиги детей вдохновляет и Человек-паук, влиянию этого персонажа, например, подвергся знаменитый мастер паркура Дэвид Бэлль, с детства мечтавший повторять трюки Питера Паркера и Тарзана. Однако одно дело скакать по стенам для развития координации и силы, а другое – использовать «суперспособности» со злыми намерениями. В 2010 году, например, преступник проник через незапертую балконную дверь в квартиру на 30-м этаже небоскреба в Сиднее, чтобы выкрасть 6 миллионов долларов, при этом «Лже-Человек-паук» без страховки перебирался по балконам на очень большой высоте. Год спустя в США магазин в небольшом городке ограбил бандит в маске. Улов его был невелик – всего-то скромные наличные из кассы да пара пачек сигарет, но слава гангстера обошла всю планету. Дело в том, что преступник получил кличку Спайдермен-бандит, хотя лицо его скрывала маска Венома, но кто будет разбираться, правда?
Насколько желанным для актеров является образ безумного принца криминального мира Джокера, позволяющий воплотить на экране первозданный хаос, настолько же сильно этот комикс-персонаж влияет и на несформировавшиеся умы подростков и больной разум психов различной степени социальной опасности. В 2010 году подросток из Дублина, недавно с позором исключенный из учебного заведения, купил несколько канистр, заполнил их бензином и поджег ненавистную школу. Приехавшие к очагу возгорания пожарные и полицейские обнаружили человека в фиолетовом костюме, с зелеными волосами, белым лицом и ярко-красными губами. У задержанного «Джокера» нашли телефон с видеозаписью поджога и комментариями, которые юный преступник планировал опубликовать в Сети. Ущерб от пожара составил 1 миллион фунтов стерлингов, а горе-Джокер отправился в местный Аркхэм.
После просмотра анимационного фильма «Вверх» только самый черствый человек не захотел отправиться в путешествие в собственном доме, привязанном к тысяче воздушных шаров. Но если обычным людям о подобном остается только мечтать, то чудаки с канала National Geographic поднапряглись и построили-таки конструкцию, которая могла перелетать с места на место при помощи подъемной силы шариков. Триста специальных шаров с гелием позволили строению в несколько кубических метров пролететь за час примерно три километра, и это вполне достойный результат. Все дело в том, что конструкция, сооруженная мастерами канала NG, оказалась гораздо более продуманной, управляемой и надежной, чем тот шар, который канал Disney заказал для рекламы фильма. Рекламный аэростат был настолько неповоротлив, что во время его путешествия по Лондону рядом приходилось держать еще один, контролирующий точность маневров основного, застревающего при любой возможности и цепляющегося за любой выступ.
Разумеется, фильм с Майклом Фассбендером является только вишенкой на вершине торта огромной игровой франшизы «Кредо убийцы», поэтому претензий к нему немного. Увлечение средневековым паркуром появилось гораздо раньше, еще после появления первой игры серии в Сети стали появляться ролики с прыгающими по крышам подростками в плащах и капюшонах – трудно противиться соблазнам, когда девиз игровой франшизы гласит: «Ничто не истинно, все дозволено». С выходом фильма ситуация только усугубилась – в Сети появились видеоролики не с единичными забегами и прыжками по крышам, но и с настоящими командными состязаниями. Если так пойдет дело, скоро нам понадобится инквизиция, чтобы остановить этих потомков ассасинов.