И по сути, и по жанру, и, как утверждает автор, по факту -- Последний Фильм
И по сути, и по жанру, и, как утверждает автор, по факту – Последний Фильм.
Бандит, его друг-алкоголик, пенсионер, музыкант и проститутка в одном черном джипе едут в заповедную зону вечной ядерной зимы, где скрывается мифическая Колокольня Счастья. Тех, кого сочтет достойным, она заберет в мир иной, остальных оставит умирать: разумеется, каждый надеется, что выбор падет именно на него. У пункта назначения путешественники встретят еще одного персонажа – русского кинорежиссера.
С одной стороны, это самый безнадежный фильм Балабанова: тьма сгущается еще более явно, чем в «Морфии» и «Кочегаре», действие происходит не где-то и когда-то, а определенно здесь и сейчас. С другой стороны, это сказка, концептуально схематичная и условная, и ее смысловой центр – волшебный артефакт, дарующий людям счастье: столь определенного света в конце туннеля Алексей Октябринович до сих пор своим зрителям не предлагал. Даже если учитывать, что речь – о Том Свете.
Это первый фильм Балабанова, в котором не снимался ни один профессиональный актер.
Зато среди исполнителей есть публичные персоны – Олег Гаркуша, Авдотья Смирнова и телеведущий Сергей Шолохов.
Музыку написал коллега Гаркуши по "АукцЫону" – Леонид Федоров.
Не заботясь о внешнем правдоподобии, избегая любого украшательства, не позволяя никаких отклонений от главной интриги, невероятным образом Балабанов создает впечатление не то что реалистического, а едва ли не документального фильма. Разумеется, немаловажен здесь и подбор актеров, которые и не умеют, и не пытаются играть – потому им немедленно веришь. Идеальная реакция зрителя на его фильм предсказана в заголовке: крикнуть "Я тоже хочу" и отправиться на поиски Колокольни – тем более, что месторасположение указано автором достаточно точно. Ведь и поразительный мир, на фоне которого разворачивается последний акт этой трагифарсовой драмы, был бы достоин персональных "Оскаров" для художника-постановщика, если не знать, что эти разрушенные церкви с размытыми временем фресками и облупленные опустевшие хижины съемочная группа нашла на самом деле.
Весь прошлый год самые маститые режиссеры высказывались один за другим на главную тему сезона – о грядущем Конце Света. Балабанов выступил последним, и едва ли не убедительнее всех: впрочем, в его фильмах Россия всегда была тем самым пространством, где Армагеддон происходит перманентно.
Забавно, что российская премьера назначена на середину декабря – очевидно, с тем расчетом, чтобы к наступлению Апокалипсиса прокат успел завершиться.