Британское кино не всегда уютно чувствует себя в прокате за океаном, еще сложнее ему приходится в борьбе за положительные отклики американских критиков. Однако есть среди множества британских студий компания, которая пользуется неизменным уважением своих коллег по кинопроизводству из Нового Света: 10 фильмов, отмеченных американской киноакадемией в тех или иных номинациях, – достижение внушительное. Название этой компании звучит несколько нерешительно, но это лишь первое впечатление: за названием Working Title Films скрываются люди, не боящиеся экспериментов, риска и нетривиальных решений
Как ни странно, насквозь британская студия берет свое начало в Новой Зеландии. Именно там родился основатель Working Title Films Тим Беван, продюсер более сотни фильмов, еще в двадцать лет задумавшийся о том, что нет ничего прекраснее, чем собственными руками отбирать проекты для воплощения, доводить их до ума, а затем демонстрировать их зрителям. Учредить компанию вместе с двумя единомышленниками Беван смог уже в 1983 году, тогда же коммерческое предприятие получило наименование Working Title Films. Впрочем, до 1984 года о студии не было ни слуху ни духу, а первым фильмом, в титрах которого появился логотип новой студии, стала короткометражка «Человек, который пристрелил Рождество». Все изменил следующий год – спродюсированный Тимом Беваном и совладелицей Working Title Films Сарой Рэклифф фильм Стивена Фрирза «Моя прекрасная прачечная» с молодым Дэниелом Дэй-Льюисом в главной роли был номинирован на «Оскар» в категории «Лучший сценарий». Студия хоть и не заработала на драме с гомосексуальной тематикой, но среди иных выделилась.
Правда, в первые годы Working Title Films использовалась чаще как экспериментальная площадка для фильмов-вызовов, одни названия чего стоят: «Интимные услуги», «Сэмми и Роузи ложатся в постель», «Чикаго Джо и стриптизерша»… К началу девяностых Беван распрощался со своими былыми компаньонами, но в 1992 году встретил человека, имя которого наравне с Беваном фигурирует в титрах практически всех фильмов студии по сей день, Эрика Феллнера. У Феллнера к моменту встречи с Беваном за спиной был опыт продюсирования фильма «Сид и Нэнси», а также нескольких малозаметных британских картин. Вместе новоявленные партнеры решили скорректировать направление деятельности студии, тем более что студия заключила партнерские отношения с британским медийным гигантом PolyGram, и результат такого тюнинга не заставил себя ждать.
В 1993 году студия Working Title Films сделала ставку на комедийную мелодраму Майка Ньюэлла «Четыре свадьбы и одни похороны» и сорвала неожиданно крупный куш – картина стоила студии 4,5 миллиона долларов, а в мировом прокате принесла четверть миллиарда! Хью Грант и Энди МакДауэлл сотворили маленькое чудо, но это было лишь начало большого пути – Working Title Films обрастала связями. Следом за началом долгосрочного партнерства с Ньюэллом студия заручилась поддержкой братьев Коэн, которые испытали прочность своих британских партнеров «Подручным Хадсакера» в 1994 году, а годом позже на базе Working Title Films сняли один из сильнейших своих фильмов – «Фарго». Середина 90-х вообще оказалась крайне удачной для студии – «Фарго» взял два «Оскара», «Мертвец идет» Тима Роббинса – еще один, романтическая комедия «Французский поцелуй» с Мег Райан и Кевином Клайном стала кинотеатральным хитом. 1998 год был отмечен выходом в прокат культового фильма Коэнов «Большой Лебовски» и оскаровским триумфом «Елизаветы». На этом месте Working Title Films едва не споткнулась – ее патрон, концерн PolyGram, переживал не лучшие времена и едва не потопил своим грузом студию, благо в 1999 году киношные активы PolyGram были проданы Universal. С новым лейблом вышел последний фильм Working Title Films прошлого века – мелодрама «Ноттинг Хилл» с находящимися на вершине славы Джулией Робертс и Хью Грантом.
Контракт, заключенный Беваном и Феллнером с Universal, содержал и содержит до сих пор один очень интересный пункт: «большой брат» настолько доверяет своей «дочерней фирме», что не требует согласовывать с боссами Universal проекты стоимостью менее 35 миллионов долларов, а значит, по-прежнему хранящие в себе дух независимости основатель Working Title Films и его партнер имеют право на эксперименты. К чести последних, располагаясь в Лондоне, они не слишком часто испытывают терпение своих лос-анджелесских «старших товарищей».
В новом веке компания стала творить в трех основных направлениях. Особенно хорошо у Working Title Films получаются костюмные драмы – в 2007 году «Искупление» Джо Райта и «Золотой век» Шекхара Капура были отмечены «Золотым глобусом» и «Оскаром» соответственно, в 2012 году высокие награды заслужили «Отверженные» и «Анна Каренина».
Вторая важная колея, по которой уверенно двигается Working Title Films, – романтические комедии и мелодрамы. Студия подарила зрителям дилогию «Дневник Бриджет Джонс», главный романтический хит последних лет «Реальная любовь», Беван и Феллнер спродюсировали «…А в душе я танцую» – драму, горячо любимую зрителями всех возрастов…
Третьей главенствующей составляющей являются комедии, граничащие с эксцентрикой. Коэны продолжили сотрудничество с Working Title Films своими фильмами «О, где же ты, брат?» и «После прочтения сжечь», Эдгар Райт избрал компанию полигоном своей трилогии «Зомби по имени Шон», «Типа крутые легавые» и «Армагеддец», Роуэн Аткинсон получил на базе студии полнометражные фильмы о Мистере Бине, Ричард Кертис отттянулся на «Рок-волне»…
Однако Working Title Films не отказывается и от экспериментов – есть в послужном списке студии и серьезные драматические вещи вроде «Потерянного рейса» и «Фрост против Никсона». «Сенна», «Шпион, выйди вон!», «Контрабанда» – компания чувствует себя уверенно на всех фронтах. Находят продюсеры время и для телевидения: сериал «Тюдоры» – творение рук Бевана и Феллнера в том числе. В самое ближайшее время британцы буквально оккупируют экраны – кроме уже упомянутого «Армагедцца» выйдет классическая английская романтическая комедия «Бойфренд из будущего», а следом рванет со старта формулическая «Гонка».
К 2014 году библиотека Working Title Films насчитывает свыше 100 фильмов, собравших в мировом прокате более 6 миллиардов долларов, и торможения у набравшего ход классического британского экспресса не предвидится. Скорее наоборот – компания вышла в лидеры кинопроизводства, поддерживая неизменно высокий уровень качества, за что и любима зрителями всего мира.
Самые кассовые фильмы: «Отверженные», «Ноттинг Хилл», «Дневник Бриджет Джонс».
Крупнейшая неудача: «Все любят китов».