«Цыплят по осени считают», – гласит народная мудрость, которую обычно вспоминают, когда кто-то слишком сильно верит в будущий успех. Студия Paramount, однако, в прошедшем году показала, что своим курицам не доверяет
Сразу надо сказать, что «Монстр-траки» с коммерческой точки зрения действительно не внушают оптимизма. Фантастическая картина, в которую инвесторы во главе с Paramount вложили 125 миллионов долларов, задумывалась как семейное зрелище. Однако у дебютировавшего в художественном кино создателя «Ледникового периода» Криса Уэджа получилась сугубо детская лента, не привлекающая подростков и вряд ли способная сделать большие сборы. Но все мы знаем, что голливудцы регулярно промахиваются, когда оценивают шансы своих фильмов на успех, и они тоже знают, что цыплят по осени может быть как куда меньше, так и куда больше, чем продюсеры предполагают. Так что надежда, казалось бы, должна умирать последней, а не ложиться в гроб задолго до выхода фильма в прокат.
Новость о недоверии к «Монстр-тракам» прозвучала тем более странно, что это одно из тех сообщений, которое легко может стать самосбывающимся пророчеством. Если прокатчик не верит в картину, то почему в нее должны верить зрители? Поэтому студии делают хорошую мину при плохой игре, даже если у них есть все основания сомневаться в будущих прибылях. Понятно, показной оптимизм редко спасает, но по крайней мере он не вредит. В отличие от заявлений вроде: «Мы уже списали потраченные на фильм средства как израсходованные впустую».
Отчасти причиной такого отношения Paramount к «Монстр-тракам» может быть то, что картина Уэджа – детище Адама Гудмана, бывшего президента студии, который лично придумал проект вместе со своим маленьким сыном. Действительно, в голливудской истории немало примеров того, как смена начальства приводила к печальным последствиям для проектов, инициированных бывшим руководством. Но, как бы новые боссы ни относились к прежним, 125 миллионов долларов – это вам не баран чихнул, и такой провал будет пятном на репутации не только Гудмана, но и тех, кто не смог во время проката подать кино как «конфетку». Это уж не говоря о том, что финансовое фиаско создает бюджетную дырку, которую придется залатывать отнюдь не Гудману.
Очевидно, если бы Paramount работала как часы, ничего подобного бы не произошло. Студия промахнулась и тогда, когда вложилась в проект, и тогда, когда создала ему репутацию фиаско за месяцы до выхода в прокат. А ведь это не скромный экспериментальный фильм и не среднебюджетная поделка. Если бы «Монстры-траки» вышли в прошлом году, это был бы третий по стоимости парамаунтовский релиз года после блокбастеров «Стартрек: Бесконечность» и «Черепашки-ниндзя 2».
Итак, Paramount явно в кризисе. И это подтверждают сборы фильмов 2016 года, за счет которых студия должна была жить дальше. «Стартрек: Бесконечность» и «Черепашки-ниндзя 2» не окупили свои бюджеты, а «Бен-Гур», «Образцовый самец 2» и «Союзники» полностью провалились. «Кловерфилд, 10», «Джек Ричер 2: Никогда не возвращайся» и «Прибытие» выступили удачно, но лишь по меркам своих жанров. Они не могут скомпенсировать средства, которые Paramount потеряла на самых дорогих релизах года. Что еще хуже, неудачи «Стартрека» и «Черепашек-ниндзя» пробили дырки в будущих расписаниях релизов. Paramount придется решить, что ей выпускать вместо намечавшихся сиквелов этих картин.
Прошлый год для Paramount был лучше, но не принципиально лучше. «Миссия невыполнима: Племя изгоев» заработала менее 700 миллионов долларов, «Терминатор: Генезис» хоть и окупился в прокате, но не вселил ни в кого желания увидеть новые фильмы цикла, а «Губка Боб в 3D» показал впечатляющий, однако далекий от сборов диснеевских суперхитов результат.
Вообще, глядя на календарь релизов последних лет, можно сказать, что Paramount живет за счет всего двух циклов. Это «Миссия невыполнима», которая держится на стареющем Томе Крузе, и «Трансформеры», которые собирают большую кассу, несмотря на пылкую ненависть критиков и киноманов. Как долго эти два шатких столпа будут подпирать студию? Неудивительно, что у продюсеров опускаются руки, и пессимизм становится нормой жизни.
Почему так вышло? Потому что боссы Paramount с готовностью стали играть по модным нынче в Голливуде блокбастерным правилам, но не озаботились надежным источником блокбастеров. Напомним, что из-за кризиса видеорынка основные прибыли сейчас приносят дорогостоящие ленты с огромным зрительским охватом, и потому голливудские студии сосредоточились на создании всемирных блокбастеров в ущерб выпуску среднебюджетных и малобюджетных картин. Но в то время как, например, студия Walt Disney контролирует такие надежные источники хитов, как Pixar, Marvel и Lucasfilm, Paramount может похвастаться лишь партнерством с Hasbro (производителем игрушечных «Трансформеров») и с производящей детские фильмы и мультфильмы студией Nickelodeon Movies. Негусто.
Что интересно, когда Marvel начинала создание своей киновселенной с первого «Железного Человека», ее партнером была Paramount, а не Walt Disney. Но одна студия не удержала в руках эту несушку золотых яиц, а другая ее перекупила. В определенный момент дало течь и сотрудничество Paramount с ведущим производителем компьютерных мультфильмов DreamWorks Animation. Теперь это собственность студии Universal. Иными словами, Paramount дважды упустила свой шанс, когда у нее уже были «близкие контракты третьей степени» с компаниями, которые сейчас могли бы ее кормить. А сколько шансов она упустила, когда речь шла о потенциальной возможности наладить прибыльное сотрудничество! Кто сказал, что «Звездные войны» и Lucasfilm обречены были стать собственностью Walt Disney?
Сейчас, когда все эти возможности упущены, студии приходится цепляться за соломинки вроде «Монстр-траков» – оригинального проекта без «встроенной» зрительской поддержки и без знаменитых звезд, который залили несуразно большими деньгами в надежде, что он сравняется по сборам с «Трансформерами». Этот проект родился не от хорошей жизни, а от отчаяния. И, как это часто бывает, отчаяние быстро перешло в разочарование.
Конечно, студия с большим удовольствием выпускала бы хиты вроде «Звездных войн» и «Мстителей», но она этого делать не может. А те бренды, которые она контролирует, регулярного и мощного потока хитов не обеспечивают. Вот почему в «большой игре» нужно быть агрессивным и расчетливым. Если ты себя не проявишь, себя проявят другие. В свое время Paramount не решилась заплатить, чтобы удержать Marvel, а теперь она может лишь кусать локти, считать свои убыли и чужие прибыли… И надеяться, что Том Круз будет вечно молодым и что киновселенная «Трансформеров» с сольными фильмами о самых популярных роботах (так, в 2018 году выйдет сольный фильм о Бамблби) сможет составить конкуренцию вселенной Marvel. Что ж, хорошо хоть, что надежда на студии не умерла окончательно…