"Кавказская рулетка" - название дебютного фильма Федора Попова - означает то же, что рулетка русская, только наоборот. В барабан револьвера закладывает не один, а пять патронов, вероятность выиграть у смерти ничтожно мала. По словам Анны, молодой героини фильма, так сводит счеты с жизнью, вернее, с Аллахом, запятнавший себя мусульманин. Но если дело, которое он мнит за позор, угодно богу и расценивается как правое, барабан крутанется, курок щелкнет, пуля не вылетит, голова уцелеет.
Русская девушка Анна - чеченский снайпер. Укрывшись среди тюков почтового вагона, в котором тайно бежит с Кавказа, она подносит к виску пистолет. Выстрел получается холостой. "Впрочем, - писал Лермонтов, - эти азиятские курки часто осекаются, если дурно смазаны или недостаточно крепко прижимаешь пальцем".
Очевидно, девушка не верит Аллаху. Усомнившись в молчаливом прощении, она на ходу спрыгивает с поезда, чтобы на железнодорожной развязке броситься под другой, чем-то более приглянувшийся паровоз. Похоже, автор сценария Виктор Мережко от души позабавился, ввертывая в "кавказский" сюжет классический тандем имени и вида самоубийства.
Анна (Татьяна Мещеркина) - детдомовка, сирота, и первые добрые слова услыхала не от русской мамы, а от мужа-чеченца. Когда началась война, приняла сторону супруга, но, родив, поняла, что больше не может убивать и жить, где убивала. Об этом Анна сумбурно и патетично рассказывает в поезде Марии (Нина Усатова), матери пленного русского солдата, приехавшей вызволять своего мальчика. Федералы поставили условие: если Мария найдет снайпершу с младенцем, они помогут обменять одного сына на другого. Мария выслеживает Анну. Но ребенка при ней нет, он околицей отправлен в Россию. Запертые в купе, женщины начинают разговор, рассказывают о себе. Нина Усатова блестяще справляется с привычной для нее ролью мамы и играет "поверх" барьеров, вопреки убогим монологам - "ох, ах, как ты могла?!", - разрушающим имидж матери-мученицы. Зритель кожей чует, как Мария начинает жалеть Анну, годную ей в дочери. Но авторы не дают Усатовой разыграться, напоминая, что главная здесь другая, у которой более изощренная проблема: не самодостаточное горе, а преступление и наказание. "Никакой справедливости, - оправдывает их проводник почтового вагона. - Мужчины предпочитают тех, кто моложе".
Неточности, касающиеся всех аспектов поведения героинь (почему перед побегом Анна застрелит чеченца? почему не удосужится загримироваться? как Мария выследит Анну? каким таким чудом пролезет в вагон?), превращают "Рулетку" в непрофессиональную спекуляцию. Вероятность снять не фальшивое кино про войну так же ничтожно мала, как выигрыш в кавказскую рулетку. Эти азиатские курки часто осекаются, если дурно смазаны.
Тем не менее, стратегия выбрана верно: в фильмах о глобальных проблемах главными героями должны быть женщины. Ибо они инерционны и самоотверженны (жрица, хранительница очага, декабристка, солдатская жена, черная вдова), но также условны, нестабильны и вечно ставят под вопрос технологии и логику власти.