Американского писателя-фантаста Филипа Киндреда Дика простым человеком не назовешь. Неудивительно, что такой непредсказуемый человек оставил столь разностороннее наследие
Рассказ «Пришелец» (или «Самозванец» в других вариантах перевода) вполне можно назвать разминкой Филипа Дика перед написанием знаменитого романа «Снятся ли андроидам электроовцы?» – темой этого произведения тоже стал поиск ответа на вопрос, что делает нас людьми и как отличить человека от робота или имеющего злые намерения клона. Одноименная картина режиссера Гэри Флэдера не стала хитом, однако поклонники фантастики наверняка оценили фирменную мрачную атмосферу писателя. Ленту украшают актерские работы Гэри Синиза и Винсента Д’Онофрио, но скрыть скромный производственный бюджет авторам не удалось, впрочем, любители умного сай-фая остались довольны и в отсутствие пышных спецэффектов.
Южнокорейский футуристический боевик «Город будущего» не указывает Филипа Дика в титрах, но влияние философии писателя и визуального стиля «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта на авторов картины отрицать невозможно. Снова сюжет про грядущие проблемы взаимоотношений людей и киборгов, снова неспособность поверить в то, что у робота может быть душа и способность к состраданию, только в узнаваемом азиатском стиле. Много драк в замедленном действии, прыжков в рапиде и взрывов в слоу-мо, но при этом есть вполне очевидная мораль и здравый смысл в фантастическом сюжете. До классики Скотта, разумеется, не дотягивает, но смотрится любопытно.
Боевик Ли Тамахори «Пророк» называть полноценной экранизацией не совсем верно – сценаристы фильма «выдернули» лишь одну из идей, заключенных Филипом Диком в рассказе «Золотой человек», и развернули ее до полноценного скрипта. Несмотря на сомнительные манипуляции с текстом фантаста и участие в проекте Николаса Кейджа, картину провалом не назовешь – в ней есть и внутренний стержень, и определенная напряженность, и красочно демонстрируемый эффект предсказания будущего главным героем. Беда лишь в том, что создатели «Пророка» придерживались оптимистичного взгляда на сюжет и захотели все закончить хеппи-эндом, пусть и притянутым за уши. К счастью, мы знаем, чем фильм кончается, а потому рекомендуем выключать его минут за 10 до конца – будет в самый раз.
От «Меняющих реальность» Джорджа Нолфи поклонники фантастики ожидали немного другого – все-таки рассказ Филипа Дика «Команда корректировки» не позволяет себе тратить впустую ни одну строчку повествования. В книге главный герой нечаянно сорвал покров, скрывавший огромный заговор манипуляций, и едва не потерял рассудок, в фильме превалирует романтическая линия поиска любви вопреки запретам загадочных персонажей, уготовивших ведущим персонажам иную судьбу. Фанатам Дика можно было бы злиться на столь вольное обращение с первоисточником, но картина, как это ни странно, не производит тягостного впечатления. Пожалуй, хотелось бы видеть в «Меняющих» побольше экшена, но в остальном это вполне компетентный сай-фай. Ну, разве что немного женственный.
Люди в мире делятся на две категории – тех, кто от «Помутнения» Ричарда Линклейтера без ума, и тех, на кого эта странная картина производит тягостное впечатление. Предлагаем компромисс и ставим ленту в середину топа – фильм хорош, но для его просмотра требуется особенное состояние разума. Нет, конечно, не такое, как у героев картины – те едва ли не весь фильм находятся под воздействием галлюциногенов, – но разум свой раскрыть придется. Картина выполнена в сложном формате анимации, наложенной поверх кадров игрового фильма, и это придает истории причудливый футуристический оттенок – наверное, именно так цветасто и будет выглядеть мир будущего. Под кислотными красками, впрочем, невозможно скрыть прекрасных Киану Ривза, Вуди Харрельсона, Вайнону Райдер и Роберта Дауни-младшего – наблюдать за игрой актеров здесь ничуть не менее увлекательно, чем следить за поворотами детективного сюжета.
«Час расплаты» большинством критиков и зрителей считается самой слабой картиной режиссера Джона Ву, да и Бен Аффлек с Умой Турман вряд ли записывают участие в этом фантастическом проекте себе в достижения, а между тем картина эта совсем не так плоха, как принято говорить. В отличие от многих других фильмов, «Час расплаты» довольно близок к тексту рассказа Филипа Дика, разве что создатели картины добавили побольше экшена и расширили список предметов, которые сам себе отправил из будущего главный герой. Трудно спорить с тем мнением, что Аффлек в кадре не прикладывает больших усилий, да и фирменные голуби и перестрелки Ву в «Часе расплаты» не выглядят уместными, зато как научная фантастика лента работает отлично – последствия путешествия в будущее еще никогда не были столь интригующими.
В свое время в кинотеатральном прокате «Крикуны» Кристиана Дюгуа получили низкую оценку зрителей и были практически проигнорированы критиками – последних не впечатлили изменения, внесенные в сюжет по сравнению с рассказом Филипа Дика «Вторая модель»: место действия перенесено с Земли в далекий космос, угроза из когтей трансформировалась в «крикунов», от корректировки несколько пострадала мотивация героев. Однако время все расставило по своим местам, фильм стал культовым среди поклонников фантастики и вспышкой сверхновой снова осветил актерский талант и харизму Питера Уэллера. Увлекательный сюжет, непритязательные, но живые спецэффекты и энергетика борющихся за жизнь героев и сегодня заставляют смотреть «Крикунов» открыв рот. Главное – не кричать.
Стивен Спилберг – режиссер универсальный, но фантастика и приключения, безусловно, удаются ему особенно хорошо. Талант визуализировать самые причудливые фантазии, тонкое понимание психологии человека и умение предугадать прогресс делают Спилберга уникальным мастером, будто бы рожденным для того, чтобы экранизировать книги Филипа Дика. Увы, встреча двух больших художников пока состоялась лишь однажды – режиссер перенес на большой экран повесть «Особое мнение», одно из самых драматичных и глубоких произведений автора, в котором Дик размышляет о свободе воли и противопоставляет коллективные ценности индивидуальным интересам. Картина с Томом Крузом в главной роли ожидаемо впечатляюще выступила в прокате и заслужила похвалу критиков, а уж фанаты фантастики и вовсе были без ума.
Образ Дугласа Куэйда из картины Пола Верховена «Вспомнить все», воплощенный на экране Арнольдом Шварценеггером, является одной из наиболее узнаваемых ролей этого актера наряду с Терминатором, Конаном-варваром и бегущим человеком Беном Ричардсом. И это неудивительно – у Верховена получилось такое кино, на которое фантастические боевики равнялись еще долгие годы. Но дело здесь не только в спецэффектах, которыми удивили зрителя режиссер и его команда, и даже не в фантастической форме Железного Арни, который одним своим появлением в кадре заставлял зрителя задерживать дыхание. Скорее фокус в удачном сочетании осмысленной фантастики, крепкого триллера с детективной основой и серьезного гуманистического посыла. Глупо будет препарировать, кто привнес в фильм больше – Дик или Верховен, – просто откиньтесь на спинку кресла и получите новую порцию впечатлений.
О «Бегущем по лезвию» написано столько, что изучению вопросов создания картины, ее нелегкой прокатной судьбы и влияния на кинематограф можно посвятить не одну неделю, но именно это и позволяет нам называть ленту Ридли Скотта, в основе которой лежит роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», лучшей из экранизаций Филипа Дика. Как известно, и сам писатель остался доволен экранным воплощением своих мыслей, а ведь угодить классику было совсем не просто – он, кстати, отверг первый вариант сценария, так что скрипт пришлось переписывать заново. При всей своей знаменитости, «Бегущий» – зрелище отнюдь не простое, мало того что картина имеет сразу несколько вариантов монтажа, существенно отличающихся друг от друга, так еще и захватывающим повествование Скотта не назовешь. Впрочем, стоит оказаться на одной волне с писателем, режиссером, актерами, персонажами, и вам откроется удивительный мир, где человек отступает перед достижениями прогресса и естественной эволюции – андроидами-репликантами. Мир страшный, мрачный, но удивительный и воодушевляющий.