Актеры часто становятся заложниками образа, жанра или даже неудачно произнесенных ими слов – шлейф неудач, или наоборот – успешной роли, может преследовать их на протяжении всей карьеры
5. Карьера Стюарт началась задолго до роли Беллы Свон.
Когда речь заходит об отсутствии таланта у Кристен Стюарт, в первую очередь стоит поинтересоваться у злопыхателя, а так ли он насмотрен, чтобы делать столь далеко идущие выводы. Ведь жизнь в кино этой актрисы началась не с «Сумерек», она снимается с девяти лет – можно не знать о ролях Стюарт, но фильмы с ее участием видели все. «Дьявольский особняк» и «Затура: Космическое приключение», «Посланники» и «В стране женщин», финчеровская «Комната страха», разумеется, – с таким набором картин в резюме совершенно не удивительно, что Кристен трижды подряд претендовала в свое время на приз «лучшей молодой актрисе». Там, где иные юные артисты еще только пробовали себя, искали нишу, экспериментировали, Стюарт заявила о себе громко и безоговорочно. Она снималась у прекрасных режиссеров, ее партнерами были звезды первой величины, а Джоди Фостер, с которой Кристен сыграла вместе в «Комнате страха», отметила, что ее игра отличается умом и умелой демонстрацией лучших граней таланта. И это в 13 лет! Поговаривают, что Фостер выбрала Стюарт на роль своей дочери исключительно из-за внешнего сходства, но знаменитая актриса и режиссер не того уровня человек, чтобы опираться только на визуальную составляющую, уверен, талант девушки-подростка тоже произвел на Джоди впечатление. Больше того, к моменту начала работы над сагой «Сумерки» Кристен Стюарт отметилась во множестве самых разножанровых картин – ее можно увидеть в комедийных ролях и слезоточивых драмах, триллерах и фантастике, ей к двадцати годам покорились такие вершины, до которых иным идти приходится всю жизнь, но и при старании эти высоты часто остаются непокоренными. Неужели роль в нескольких последующих лентах под одним зонтичным названием может переломить и разрушить подлинный талант?
4. «Сумерки» не так уж и плохи.
Скажу неприемлемую для многих вещь, но первые «Сумерки» – вовсе не такое плохое кино, как принято считать. Разумеется, как и любое кино о подростках и для подростков, они имеют множество недочетов, тысячи мелких огрехов и дают десятки поводов для обструкции, но тем не менее фильм этот вполне крепко скроен, достойно снят и, что немаловажно, уверенно разыгран. Если отмахнуться от мистической составляющей, а это достаточно просто, то «Сумерки» предстают понятной драмой взросления девушки, сменившей место жительства, вынужденной вписываться в новый школьный коллектив, узнающей новых людей, познающей новые чувства и эмоции. «Сумерки» – фильм о страхе взросления, о нежелании переходить в новый непонятный мир, о беззащитности на пороге гормональных, физических и эмоциональных потрясений. Просто фильм выполнен в несколько «облегченной» манере – меньше прямолинейных подробностей, больше воздушных замков и вздохов под луной. Над авторами первого фильма еще не стояла толпа поклонников и противников, еще не было сумасшедшего ажиотажа, у режиссера была возможность снимать в авторской, камерной манере, у зрителей не было обильного бэкграунда из бесконечных копий, клонов и последователей. И Стюарт в этой ленте совершенно органична – да, она играет с некоторой холодностью, ее эмоции скрыты, Белла замкнута и нелюдима, но только потому, что этого требует образ и логика повествования. Кристен выполняла поставленную актерскую задачу и блестяще с ней справилась. Смог бы кто-то сыграть лучше? Вовсе нет. Имела бы «Сага» столь грандиозный успех без тандема Стюарт-Паттинсон? Очень сомнительно. Актерски «Сумерки» выполнены очень хорошо, а дальше все мы стали жертвами машины по выбиванию из зрителей денег – меньше смыслов, больше чувств. Но вины Кристен в этом совершенно точно нет.
3. Лучшие режиссеры весьма высокого мнения о Кристен.
Зрители, что недовольны образом Беллы Свон, отчего-то забывают, что в промежутках между съемками в объятиях Роберта Паттинсона и Тейлора Лотнера Кристен Стюарт достаточно много снималась и в других проектах. Причем никого из режиссеров ничуть не смущали истерики фанатов и их противников – актриса была им интересна вне зависимости от скандального шлейфа своей самой прибыльной франшизы. За время выхода «сумеречной саги» на экраны Стюарт успела сняться в романтической мелодраме «Парк культуры и отдыха», музыкальной биографии «Ранэвэйс», поколенческой драме «На дороге», фэнтезийной лавстори «Белоснежка и охотник» – и ни на минуту авторы этих картин не сомневались в том, кого приглашают в каст. Если им нужна была талантливая девушка с большим актерским диапазоном, смелая и не стесняющаяся меняться, предпочтение отдавалось Стюарт. После окончания «вампирских страдашек» число предложений Кристен только увеличилось, причем уклон делался именно в драматическую сторону – можете вы себе представить такое, чтобы все режиссеры разом вдруг свихнулись или поддались чьим-то уговорам? Оливье Ассайяс, Нима Нуризаде, Дрейк Доримус, возможно, не самые именитые постановщики, чтобы опираться на их мнение в отношении Стюарт, но авторитету Вуди Аллена и Энга Ли доверяют миллионы критиков и зрителей. А их мнение однозначно: из множества кандидаток и претенденток на образы в фильмах «Светская жизнь» и «Долгий путь Билли Линна в перерыве футбольного матча» они выбрали именно Кристен и не просчитались. И остались довольны, что немаловажно. Положительные отзывы таких мастеров наряду с похвалами Дэвида Финчера, Грега Мотоллы, Дага Лаймана дорогого стоят. Но самое главное – все они вполне заслуженны и искренни. Перед нами действительно одна из самых сильных актрис своего поколения.
2. Стюарт покорны любые начинания.
Кстати, я не зря сделал упор на драму – сегодня Кристен Стюарт покорны любые жанры, любые форматы, любые образы, но упор она делает на драму. И совершенно обоснованно – в серьезном кино она абсолютно бесподобна и способна конкурировать в кадре со звездами первой величины, с опытом и заслугами на порядок большими. Только взгляните, в «Зильс-Марии» Кристен на равных выступает с Жюльет Бинош, а Хлою Грейс Морец так и вовсе задвигает так, что от той не остается и следа в памяти. Во «Все еще Элис» Стюарт ни на толику не уступает ни Джулианне Мур, ни Алеку Болдуину, а от Кейт Босворт оставляет какое-то слепое пятно. А ведь Мур за роль в этой картине получила «Оскар», на минутку! «Светская жизнь» так и вовсе безраздельно принадлежит Стюарт, хотя формально главным героем является персонаж Джесси Айзенберга, – без нее картина не стоила бы потраченного зрителем времени. Серьезно, если отбросить «сумеречные сомнения», у молодой актрисы просто нет неудачных работ – она всегда на месте, всегда двигает маховик общего успеха, всегда подпитывает энергетикой коллег в кадре и даже придает вдохновения постановщикам. Да и сама Стюарт готова выйти на новый уровень – на 2017-й запланирован выход короткометражки «Пойдем поплаваем», в которой Кристен выступит в роли режиссера. Думаете, оступится? Почему-то легко верится в то, что и это ей удастся, если не блестяще, то на самом высоком уровне. Она одинаково легко играет и в фантастических «Равных», и в боевых «Ультраамериканцах», Стюарт находит силы окунуться в историю и заглянуть в будущее; если вы все еще полагаете, что Кристен везде одинакова, то с этим что-то нужно делать вам, а не ей.
1. В будущем Кристен Стюарт ждет еще больший успех.
Но если говорить о грядущих свершениях, то в первую очередь хотелось бы, чтобы у Кристен Стюарт было еще больше интересных ролей, которые отметили бы не только ее поклонники, но и высокие критические круги. Пока актриса отмечена лишь двумя действительно внушительными наградами: жюри BAFTA в 2010 году вручило Стюарт специальный приз «Восходящая звезда», а в 2015-м французская премия «Сезар» отправилась Кристен за лучшую роль второго плана в драме «Зильс-Мария» – впервые, между прочим, чисто европейский приз ушел американской актрисе. Это ли не показатель? Уверен, это лишь начало – один-два столь же глубоких и уверенных проекта, как «Все еще Элис» и «На дороге», и Стюарт осыплют «Оскарами» и «Золотыми глобусами». Впрочем, все может сложиться иначе – в комиксовых вселенных Marvel и DC полно незаполненных мест, стоит Кристен согласиться на предложение сыграть какую-нибудь супергероиню, и от восторгов фанатов в Интернете не останется свободных байтов, от ненависти до любви, как известно, всего ничего. Но возможен и третий вариант. Опыт Кристен в режиссуре может оказаться столь успешным и привлекательным, что, подобно своей «крестной матери» Джоди Фостер, Стюарт отойдет от актерской стези и посвятит себя постановке картин. И это тоже можно только приветствовать, женщин-режиссеров всегда недостает. Как бы то ни было, впереди у этой блестящей актрисы все только самое лучше, поэтому глупо отказывать себе в удовольствии следить за ее карьерой и свежими работами из-за недовольства одним проектом. Освободитесь от пут, сбросьте шоры и посмотрите «Персонального покупателя» – Кристен Стюарт откроется вам с иной стороны. Беллы Свон давно нет, «гадкий утенок» стал прекрасным лебедем, пока вы подыскивали для него уничижительные слова. Девушка созрела, дозревайте и вы.