Победы западного феминизма дают о себе знать – в кино и на ТВ стало появляться все больше главных героинь, берущих на себя «мужские» профессии и обязанности, а некоторые стали даже объединяться в команды
Персонажи никак не развиваются
Даже странно писать об этом в адрес фильма, который претендует на звание умной криминальной комедии, но «8 подруг Оушена» совершает детскую ошибку, которая непростительна даже начинающим сценаристам, – героини картины никак не развиваются. Серьезно, ни один из ведущих персонажей между открывающими и финальными титрами не изменился, выросли цифры на банковском счете, это правда, но какого-то внутреннего роста вам разглядеть не удастся. Больше того, за фильм мы не узнаем ничего о мотивациях восьмерки (ну не одни же только деньги ими двигают), мы не погружаемся в их личную жизнь, не знакомимся с их привычками и поверхностно затрагиваем их характеры. Сегодня так никто не снимает.
Особенно нелепо это выглядит в отношении Дебби. У Дэнни в его схемах была четкая цель – он шаг за шагом продвигался навстречу к Тэсс, он пытался сделать что-то, чтобы заслужить ее внимание и ее любовь. Дебби начинает свой путь с вранья и мошенничества, ими же и заканчивает. Только Дафна Энн Хэтэуэй претерпевает радикальный кульбит, но для целого фильма его одного маловато – героини не позволяют зрителю влюбиться в себя, не тянут за собой и не стремятся удивлять, а скука – плохой приятель в таком деле.
План реализуется слишком гладко
Одно из главных преимуществ криминального фильма об ограблении над прочими жанрами – внушение зрителю впечатления, что план, даже самый точный и продуманный, может дать сбой и все пойдет не так, как задумано. Это делает нас своеобразными соучастниками ограбления или похищения. Увы, «8 подруг Оушена» напрочь игнорирует опасность и даже не пытается создать напряжение – у Дебби и компании все проходит без сучка и задоринки. Ну не назовем же мы серьезными проблемами заболтавшегося официанта, охранника, не вовремя нагрянувшего на кухню, или магнитный замок, отмычка к которому появляется топорнее рояля в кустах. Для криминального триллера «Подруги» слишком прямолинейны и предсказуемы.
Содерберг, разумеется, тоже не оставлял своих героев без заслуженного большого куша, но привлекательными «Друзей» делала одна небольшая деталь, которой новый фильм напрочь лишен, – Дэнни и компании приходилось импровизировать, адаптироваться, преодолевать внезапные препятствия. Проблемы были не архисложными, но они добавляли динамики и нервозности. «Восемь подруг» спланированы слишком идеально, настолько точно и безупречно, что смотреть на это просто скучно – 5 лет, 8 месяцев и 12 дней обдумывания операции не прошли даром, но зритель от этого отсутствия остроты только зевает.
Фильм снят визуально скучно
Стивен Содерберг – режиссер, безусловно, талантливейший, но одна из самых ярких граней его дара заключается в том, что он не просто дирижирует съемочной группой, он умеет придать любой своей картине особый визуальный стиль. Гэри Росс, увы, этим мастерством обделен, поэтому «8 подруг Оушена» и на пушечный выстрел не приближаются к трилогии о «Друзьях». Росс снял хороший, но пресный фильм, его лента проста и прямолинейна, она не выглядит картиной, входящей в «оушениану», это всего лишь очередная криминальная комедия. Там, где Содерберг использовал необычные ракурсы камеры, разделенный экран, энергичный монтаж, Росс снимает топорно и бесхитростно.
Даже кульминационный отрезок истории, разворачивающийся на пышном приеме, выглядит блекло и будто бы снятым через какой-то «старящий» фильтр – минимум ярких красок, никакого акцента светом и цветом, простые декорации и не самые впечатляющие костюмы, а теперь вспомните, как богато, восхитительно, маняще выглядели казино у Содерберга. Все, что осталось у «подруг» от стиля оригинальной трилогии, – это удачный постер с профилями главных героинь, так что новая лента и прежние преимущества растеряла, и нового не придумала.
В фильме нет достойного злодея
Вообще, это серьезная проблема всего современного кино – настоящие впечатляющие и пугающие злодеи сегодня наперечет. В «Друзьях Оушена» Терри Бенедикт был достойным противником Дэнни, это был стоящий антагонист, безжалостный и непредсказуемый, против него стоило идти до самого конца. В «8 подругах Оушена» нет и следа чего-то подобного. Ну в самом деле, не считать же противником восьми красавиц бывшего бойфренда Дебби – он этого просто недостоин, обычный трус и тюфяк, который предал подружку, спасая собственную шкуру. Его даже ненавидеть сложно – он слишком поверхностен и непритязателен, зритель к Клоду Бэйкеру просто равнодушен.
В какой-то мере злодейкой можно считать героиню Энн Хэтэуэй, но Дайана никогда не была угрозой для Дебби или кого-то еще из команды мошенниц. Это всего лишь самовлюбленная модель, с которой не слишком приятно общаться, но разве это повод для конфликта или противостояния? С одной стороны, отсутствие полноценного злодея делает победу «Подруг» неминуемой, но с другой – что это за победа такая, когда никто и не сопротивлялся. И мы бы еще посмотрели, как бы повели себя дамочки, будь по ту сторону баррикад кто-то масштаба Бенедикта – вот это был бы трюк, а не эти ваши ворованные бриллианты.
Актрисы отчаянно переигрывают
Собрать в одном фильме восемь (на самом деле даже больше) амбициозных актрис – тоже тот еще трюк. Даже двум звездам на одной съемочной площадке порой бывает сложно ужиться, а уже такое количество умниц и красавиц на один квадратный метр – настоящая мина замедленного действия. Нет, во время съемок ничего не рвануло, по крайней мере нам об этом ничего не известно, но вот в кадре порой можно заметить, что одного одеяла на всех барышням не хватает и они отчаянно тянут его на себя. Кто-то в меньшей степени, как трезво оценивающая свои силы Минди Кейлинг или внезапно утратившая яркость Кейт Бланшетт, а кто-то изо всех сил, как Энн Хэтэуэй или Хелена Бонем Картер.
По-человечески понятно, что актрисам хочется оставить в фильме что-то большее, чем просто имя в титрах, но картине это желание выделиться не всегда идет на пользу – порой «8 подруг Оушена» превращается в кривляние и переигрывание. Хелена Бонем Картер театрально закатывает глаза, Энн Хэтэуэй заламывает руки и строит из своей героини куклу, Рианна делает вид, что она здесь единственная настоящая звезда, а Аквафина вообще живет в иной реальности, где она самая крутая, а других просто не существует. В фильмах Содерберга такой конкуренции все-таки не было – у всех актеров была своя задача и свой диапазон свободы, и никто не пытался вырваться и стать «главным». Теперь же даже Сандра Буллок нет-нет да и дает слабину, пугается подруг и начинает раздувать щеки – обаяния это не добавляет ни ей, ни картине.