Современное документальное кино – это удивительный мир, в котором происходит много интересного. Вам стоит попробовать свежим взглядом оценить документалистику, тем более что она сейчас активно развивается, грозя стать новой модной тенденцией
Я отлично пойму вас, если вы при словах «документальное кино» немедленно захотите переключиться на любую другую тему – с детства в нас вбивали неприятие всего «реалистичного» то репортажами со съездов, то жуткими панегириками вождям, то кошмарными образовательными фильмами, способными уничтожить любопытство в зачатке. Но поверьте, сегодня иное время, современное документальное кино – это удивительный мир, в котором происходит много интересного. Вам стоит попробовать свежим взглядом оценить документалистику, тем более что она сейчас активно развивается, грозя стать новой модной тенденцией, как совсем недавно телесериалы перехватили инициативу у полнометражных фильмов. Полагаю, несколько моих аргументов сломят стену недоверия к необычному для наших кинотеатров жанру.
5. Документальные фильмы не так сложно найти
Прежде чем рассказывать о том, зачем нужно смотреть документальное кино, стоит отметить, что документалистика сегодня стала гораздо доступнее рядовому зрителю, чем это было еще пять лет назад. Еще совсем недавно даже при большом желании ищущий зритель вынужден был довольствоваться жалкими подачками, выставляемыми на общедоступных каналах в самое неудобное время, или, наоборот, имел несчастье лицезреть жуткие тенденциозные публицистические поделки, выпускаемые к очередному юбилею, годовщине, памятной дате. Теперь, в эпоху широковещательного Интернета и кабельного телевидения, охватывающего все достаточно крупные города, документальные фильмы перестали быть уделом избранных. Обширный репертуар новинок и наиболее любопытных релизов предлагают всемирный Netflix и отечественная Амедиатека, любопытный выбор проектов предлагают кабельные каналы 24Док и РоссияДок, и это мы еще не говорим о множестве исторических и познавательных каналов, многие из которых входят даже в базовые пакеты цифрового ТВ. Все эти источники очень разнятся направленностью, ориентацией и отношением к аудитории, но их объединяет одно – на каждом можно найти очень любопытные образчики неигрового кино, достойные пристального изучения. Как ни странно, еще одним показателем возросшего интереса к документалистике стало активное продвижение свежих релизов в пиратских интернет-сетях, многие торрент-трекеры завели у себя отдельные разделы со ссылками на документальные ленты, попадающие в Сеть новинки активно обсуждаются на сопутствующих этим ресурсам форумах, а грядущие проекты интересуют зрителей ничуть не меньше выходящих в ближайшее время блокбастеров. Все это не позволяет оставаться в стороне даже самым скептически настроенным зрителям, документальное кино процветает, а теперь оно еще и доступно самой широкой аудитории. Неудивительно, что и кинотеатры стали с большим интересом относиться к неигровым релизам, у этой части спектра киноискусства есть свой зритель, он развивается, он растет и совершенствуется, с ним интересно работать. Уверен, в будущем документальное кино будет прокатываться в кинотеатрах еще активнее.
4. Документалки актуальнее игровых фильмов
Что же делает современное документальное кино столь привлекательным для зрителей? Из целого ряда причин я в первую очередь отмечу необыкновенную смелость и актуальность подобных фильмов. Понять это преимущество можно путем простого сравнения: уверяю, вы будете удивлены, насколько сильно громоздкое игровое кино отстает от документалистики. Возьмем лишь несколько сравнительно недавних нашумевших художественных фильмов. Оливер Стоун снял «Сноудена» и представил его публике лишь осенью 2016 года. Документалка «Citizenfour: Правда Сноудена» вышла на два года раньше и уже успела получить «Оскар». Без всякого стеснения основой для своих сценариев называют документальные публицистические расследования авторы «Игры на понижение» и «В центре внимания», отмеченный визитом в Москву Николаса Кейджа «Крейсер» без лишней скромности включает в фильм документальные кадры встреч и бесед с ветеранами, выжившими в грандиозной трагедии. Больше того, едва ли не каждая биография, каждый байопик, выходящий на большие экраны, так или иначе черпают вдохновение из уже показанных порой много лет назад документальных фильмов. Не важно, рассказываете вы Мохаммеде Али, Эльбе Вегенер, принцессе Диане или Джулиане Ассандже – документалисты здесь уже потоптались и сделали картины куда более правдивые, точные и бескомпромиссные, ведь взгляд документалиста куда меньше зависит от продюсеров, студии, трендов и взглядов мировой критики. Документальное кино на несколько шагов обходит кино игровое, причем не так уж и уступая в драматизме, напряженности и зрелищности – съемки документальных кадров порой сопряжены с гораздо большим риском, чем воссоздание предложенной ситуации затем в уютном павильоне студии. Так что, смотря документальное кино, вы в какой-то мере смотрите в будущее кино игрового – это ли не волшебство?
3. Документальное кино умеет быть красивым и зрелищным
Кстати, о зрелищности. Поспешим разочаровать тех, кто полагает, что документальное кино скучное, разговорное и однообразное. Вовсе нет, такие мысли – пережиток далекого прошлого. Я даже не стану упоминать о том, что документальные фильмы, которые снимает для презентации своего формата компания IMAX, – это ни с чем не сравнимые произведения искусства, до сих пор не превзойденные игровыми фильмами. Но IMAX – это удар ниже пояса, формат этот в России распространен недостаточно, а цены на подобный аттракцион достаточно высоки. Но давайте посмотрим на «обычную» документалистику. Обратите внимание на картины, снятые о природе и космосе, они завораживающе красивы. Ребенком я с нетерпением ждал выхода очередных серий «Жизни на земле» и «Прогулок с динозаврами» на телевидении, ведь подобного игровое кино тогда просто не предлагало. Совсем недавно я не мог отказать себе в удовольствии посмотреть замечательный многосерийный документальный фильм «Космос: Пространство и время» – великолепное зрелище, познавательное и необыкновенно яркое. Соглашусь, грандиозные проекты – не показатель, но посмотрите, сколько необыкновенных документальных лент снимают любители экстремальных видов спорта и насколько они зрелищны. Вряд ли вам за всю жизнь удастся посетить столько мест на земле, сколько можно увидеть, наблюдая за жизнью и «творчеством» серфингистов, сноубордистов, альпинистов и тропических путешественников. И все это сегодня снято на качественные камеры, с точки зрения непосредственного участника. Погружение в атмосферу происходящего в документальном фильме сегодня порой оказывается глубже, чем в многомиллионный блокбастер. К тому же ни один игровой фильм не покажет вам столько экзотических мест одновременно и не прокатит по половине мира с ветерком, а документалка может за два часа совершить настоящее кругосветное путешествие или, как в случае с «Куда бы еще вторгнуться?» Майкла Мура, «вытоптать» пол-Европы. Это настоящее чудо – документальное кино охватывает куда более обширную географию и больший спектр человеческих эмоций, чем игровое кино.
2. Документальное кино покажет такое, что сохранит в тайне кино игровое
Еще одно важное преимущество документалок перед игровыми фильмами – их правдивость. Разумеется, это определение весьма спорно. Художественные фильмы тоже бывают «основаны на реальных событиях», но все же события, в них показанные, имеют многократное «преломление». Правда игрового кино сперва «переваривается» сценаристом, затем выстраивается взглядом режиссера, потом преподносится устами актеров – какой процент правды получается на выходе? Документалистика дает возможность увидеть реальные кадры событий и происшествий, услышать прямую речь непосредственных участников, заглянуть в те места, которые игровому кино просто неинтересны или коммерчески невыгодны. Например, выгодно ли в художественном фильме показывать проблемы с наркотиками Эми Уайнхаус или депрессию Курта Кобейна? Лишь в какой-то мере. Но что, если несколько последних лет их жизни были погружены в этот мрак? Автор документального фильма не отвернется от жестких кадров там, где режиссер игрового кино потупит взор. Да, документальное кино – не истина в последней инстанции, даже из прямой речи можно монтажом составить нечто противоположное по смыслу, и документалка – этот тоже авторское высказывание, но, согласитесь, простор для манипуляций и фальсификаций здесь существенно меньше. Сверх того документалистика не боится и совсем табуированных для игрового кино тем, например, потратьте четыре часа своей жизни на документальный мини-сериал «Тайны миллиардера» – игровое кино просто не решится рассказывать о человеке, безнаказанно совершившим несколько убийств, по крайней мере до тех пор, пока для этого не представится случай – осуждение или смерть главного героя расследований. А документалисты смело бросаются в зыбкий омут чужих мрачных тайн, и, как банально это ни звучит, жизнь оказывается изобретательнее любых писателей. То же самое касается и тем, по которым уже сформировалось устойчивое общественное мнение. Попробуйте сегодня снять игровой фильм о заговоре ФБР и ЦРУ с целью разрушить башни МТЦ или о насильственном захвате власти в России в 1993 году, замахнитесь на нетрадиционные версии убийства Кеннеди или смерти Майкла Джексона – либо у вас получится микробюджетная любительская постановка, которую никто не позволит прокатывать, либо зрители просто покрутят пальцем у виска и предпочтут обходить вас стороной, как зачумленного. Документалисты же говорят на неудобные темы прямо и без прикрас. Они настоящие рыцари нашего времени, бесстрашные, дерзкие, имеющие свой взгляд на происходящие события и прошлое страны.
1. Россия в документальном кино идет в ногу с остальным миром
Напоследок я оставил пункт, который важен в контексте времени, как никогда. Постепенно привыкая к тому, что мы все больше отстаем от ведущих государств мира во всех сферах, от допингового спорта до коптящей мировой океан военной техники, приятно осознавать, что в документальном кино мы вовсе не так безнадежны, как в других областях. Пока российское игровое кино лишь переминается с ноги на ногу, в лучшем случае делая единичные выпады в борьбе за зрителя на «домашнем поле», отечественная документалистика с большим интересом принимается за рубежом. И дело не только в том, что интерес к «странным русским» в мире не ослабевает, мы сегодня и в самом деле способны генерировать идеи и контент, любопытный во всем мире, а не в пределах Большой Москвы. Взять хотя бы работы Виталия Манского, с большим интересом принимаемые на условном Западе, – случаи работы в Северной Корее и без того уникальны, а основанные на опыте личного общения впечатления большого мастера и вовсе бесценны, фильм «В лучах солнца», еще не выйдя на экраны, оказался в центре нескольких скандалов, его показы сопровождаются мировым ажиотажем. И это лишь один фильм одного автора, а ведь кроме Манского у нас есть Антон Куканов, Любовь Аркус, Иван Твердовский, лишь недавно сменивший неигровое кино на художественное. Множество российских авторов создают уникальный контент, который много ярче, многограннее и вернее характеризует текущее состояние нашей культуры, общества, политики. Мы можем судить о Советском Союзе по фильмам «Свинарка и пастух», «Бриллиантовая рука» или «Покровские ворота», но куда важнее для понимания времени кинохроника выступлений политиков, артистов и простых граждан исчезнувшей страны. Так и много лет спустя никто не станет характеризовать начало двухтысячных по фильмам «Лопухи» или «Джентльмены, удачи!», скорее в учебники войдет сборник «Намедни» Леонида Парфенова, фильмы Ренаты Литвиновой о Земфире и документальные зарисовки о путешествиях кинематографистов по российской глубинке. Время плотно знакомиться с документалистикой – самым правдивым и точным явлением на современных экранах.