Удручающий триллер о человеческих пороках.
В прокате «Шаман» — поучительный триллер исследователя шаманизма Михаила Мерзликина про зажатого между ветхими стенами хижины и человеческой корыстью одинокого старика, исполняющего желания. Пытаемся разобраться, что произойдет, если смешать хакасскую мифологию, высокопарные цитаты из подростковых пабликов и нестандартный набор актеров.
Пожилой шаман (Юрий Майнагашев) долгие годы живет вдали от цивилизации в продуваемом ветрами домике, добраться куда — отдельное испытание. Но люди идут, проклиная сварливого старика, погоду и судьбы, сквозь пургу и сугробы, чтобы загадать желание. Согласно многовековым традициям проводник между духами и людьми отказать никому не вправе, иначе шамана ждет смерть. А ходоки дедушке попадаются сплошь мелочные, злые и наглые. Совсем юная девушка (Ананке) хочет сотни тысяч лайков, тракторист Толян (Антон Зацепин) — должность повыше и зарплату побольше, а любовница тракториста (Анастасия Теплинская) — чтобы мужчина бросил семью.
Требования срывающихся на крик пришельцев шаман удовлетворяет со смекалкой джинна из «Исполнителя желаний». Каждый получает задание определенного уровня людоедства: за лайки придется убить человека, ради повышения — развестись, а чтобы любимый был под боком — в одиночку ограбить банк. Люди злятся, обзывают старика последними словами, но все-таки выполняют антигуманные миссии не моргнув и глазом. Поступки посетителей шамана сплетаются в омерзительный клубок происшествий, грозящий ужасными последствиями всем причастным.
Верный сын Хакасии Михаил Мерзликин давно занимается изучением шаманизма, в активе режиссера несколько документальных фильмов и работа в качестве ведущего программы «Загадочная Хакасия». Поэтому к фактологической стороне второй художественной картины автора вопросов быть не может, чего не скажешь о прочих составляющих «Шамана». Лента Мерзликина чрезвычайно старается донести до зрителей вечную мораль, уходящую корнями в сказки народов мира. Люди — сами себе враги, бояться своих желаний — важная для каждого аксиома, а заигрывание с потусторонними силами никогда не приведет ни к чему хорошему. Режиссер топорно и на пальцах объясняет заезженные истины, используя слезовыжимательную драматургию и шаблонных персонажей.
Набору мелькающих перед шаманом лиц может позавидовать любой «Голубой огонек» с кабельных каналов. Комикесса Марина Федункив старательно пытается выдавать реплики без ожидаемого панчлайна, Анастасия Теплинская истово отыгрывает провинциальную диву, а участник «Фабрики звезд» Антон Зацепин — корыстного тракториста. Выходит в плохом смысле театрально и надуманно, отчего просмотр триллера раз за разом прерывает машинально устремляющаяся к лицу рука. Внезапно на первый план выходят органичный в роли разбитого горем полицейского Амаду Мамадаков, кому-то известный по веб-сериалу «Зона комфорта» и историческому боевику «Сердце пармы», да Олег Васильков, успешно перевоплотившийся в мертвого внутри алкоголика Леху.
Неестественность в «Шамане» с актерской игры перекидывается и на остальные аспекты: саунд-дизайн из студенческих работ, цветокоррекция, больше подходящая не слишком дорогой рекламе, «гуляющий» уровень музыкального сопровождения, из-за которого порой сложно расслышать диалоги (стоило Нолану один раз ошибиться, и это приняли за гениальный ход). В попытках найти в «Шамане» нечто положительное легко скатиться в рассуждения о сложности работы с камерным пространством — все события фильма происходят в одной локации. Однако у зрителей есть примеры «Коллектора», «Лока» или в конце концов «Резни», где замкнутое пространство не мешает выстроить грамотную драматургию или найти визуальные решения.
«Шаман» активно сгущает краски и с усилием давит на жалость, но в попытке поучать превращается в бездушный набор цитат и неизящный свод правил — зрительскую любовь таким накатом не заслужить. Пожалуй, игнорировать данный факт — самая досадная ошибка для кинематографиста середины 2020-х.