Фильм – призер Каннского фестиваля, который не стоит смотреть на голодный желудок.
Франция, 1885 год. На рассвете Эжени (Жюльет Бинош) собирает овощи в саду. Она — кухарка и правая рука известного шеф-повара Додена (Бенуа Мажимель). Гурманы много лет живут и работают бок о бок, создавая блюда высокой кухни. Иногда Доден по ночам наведывается в комнату кулинарки, если та оставляет дверь приоткрытой. Мужчина не раз предлагал Эжени выйти за него замуж. Но независимую и неизменно улыбчивую даму и без кольца на пальце устраивает совместная жизнь.
«Рецепт любви», основанный на романе Марселя Руффа «Жизнь и страсть Додена Буффана, гурмана», был показан на прошедшем в мае Каннском кинофестивале. Фильм забрал приз за лучшую режиссуру и разделил критиков: неспешное повествование с внушительными сценами кулинарных экзерсисов у плиты не всем пришлось по вкусу. Еще больше озадачило выдвижение ленты Чана Ань Хунга на «Оскар» в категории «лучший международный фильм»: картина – обладательница «Золотой пальмовой ветви» «Анатомия падения» осталась за пределами номинации. Теперь доподлинно известно, что французы просчитались: академики оставили «Рецепт любви» за бортом, и статуэтку работе вьетнамского режиссера обрести не суждено.
Потофе, волован, норвежский омлет… За два часа вы услышите так много названий блюд, что на следующий день руки сами тянутся незамедлительно забронировать столик во французском ресторане. Страсть Эжени и Додена заразительна: партнеры понимают друг друга с полуслова, практически в полном безмолвии создают произведения искусства (не преувеличение вовсе, а правда чистой воды!), кружат в вальсе кулинарии, где любая мелочь может изменить окончательный результат. У Бинош и Мажимеля когда-то был роман, родилась дочь, что, вероятно, повлияло на экранную химию: коллеги тонут в нежности кадр за кадром. Кухня в фильме — пространство для готовки, творчества и любви. Небольшое помещение с десятком гигантских кастрюлей и полотенец, подобно персональному раю, предстает пристанищем чего-то поистине особенного для обоих. Картина Ань Хунга скупа на музыкальное сопровождение, но богата звуками: кипящей воды, хрустящих овощей, шипения грибов на сковороде. Безмолвные пассажи рождения кулинарных изысков создают баланс с длинными сценами неторопливых бесед.
Доден пробует чудеса кулинарного мастерства в компании таких же джентльменов, как он сам. Мужчины трапезничают, претенциозно попивая вино и ведя высокопарные разговоры. В маскулинном кругу нет Эжени: она предпочитает обедать с помощницами на кухне, оставаясь в стороне от знатных гостей. Героиня намеренно очерчивает границу между собой и Доденом, но при этом между коллегами нет эмоциональной пропасти. Эжени отказывается вступать в брак не из-за недостатка чувств, а из-за желания быть в глазах партнера в первую очередь профессионалкой. Не важно, кем гурманы являются друг другу юридически. Прочная связь завязана на общей страсти, любовь друг к другу рождена в браке сливочного масла и пылающей сковороды.
В декорациях французского замка 1885 года Чан Ань Хунг размышляет об искусстве во всех его проявлениях. На месте кулинаров могли быть художники, поэты, кинематографисты. Режиссер возносит столь прозаичное явление, как прием и приготовление пищи, до уровня акта творчества. После наблюдения за мастерством Эжени и Додена сложно воспринимать еду иначе. Ученица героев Полин (Бонни Шанье-Равуар) медленно разжевывает блюда, раздумывает и едва сдерживает слезы — похожая реакция могла произойти где-нибудь в музее или кинотеатре. Но у искусства нет границ, территориальных единиц и ограничений: утонченный вкус десерта порой способен растрогать не хуже полотен великих живописцев.
«Рецепт любви» не зря выходит в российский прокат 14 февраля. Лучшей даты для релиза чувственной ленты не придумаешь. Это кино о влюбленных в еду, кулинарию, дело жизни и, разумеется, друг в друга людях. Эжени и Доден прогуливаются по живописному саду, рассуждая о своих отношениях. Мужчина замечает, что они, уже немолодые люди, переживают осень жизни, и Ань Хунг, очевидно, запечатлевает на камеру осень любви: не первую влюбленность, а зрелую крепкую привязанность родственных душ. Лиричное и довольно старомодное кино выделяется на фоне остальных фестивальных лент Лазурного берега. «Рецепт любви» — творение безвременное, которое могло и появиться и 50 лет назад, и родиться еще через 50. Но картина вышла сейчас: в тревожные двадцатые ХХI века, когда медитативное кино о гурманах французской деревушки как нельзя кстати способно заворожить и заземлить.