Оригинальные трюки всегда имели в кино особенную ценность, удивить зрителя, заставить его на час-полтора забыть об окружающем мире – священная цель любого режиссера и продюсера
Совсем не удивительно, что одно из первых явных появлений паркура в кино случилось в фильме Люка Бессона – дерзкий француз не только большой поклонник уличной культуры, но и смелый экспериментатор. Впрочем, в спродюсированной им ленте «Такси 2» паркур смешан с искусством быстрого и незаметного передвижения японских якудза. Но смотрелось это действительно свежо – чтобы пересекать дорогу бегом по крышам автомобилей, нужна не только смелость, но и талант.
Успех трюков в «Такси» настолько вдохновил Бессона, что следующий фильм, вышедший под его патронажем, оказался едва ли не полностью посвящен молодежной субкультуре трейсеров и паркурщиков. Слово «Ямакаси», поставленное в заголовок фильма, берет свою основу в языках Конго, но объединяет нескольких французских спортсменов-любителей. Их искусству скоростного преодоления препятствий и посвящена картина, едва не полностью состоящая из трюковых сцен.
В споре восточных единоборств и европейского паркура стороны смело обмениваются ударами по сей день, и одной из самых серьезных заявок на первенство стала тайская лента «Онг-Бак», в которой спортивная форма и координация главных героев позволили им не только смачно драться, что привычно для подобных картин, но и весьма эффектно гоняться друг за другом. Чего стоит один только побег по головам прохожих – на такое даже Джеки Чан не решался.
Вышедший следом за «Онг-Баком» «13-й район» Пьера Мореля получил немало критических замечаний за свое сходство с тайским боевиком, но это авторов ничуть не смутило. Давид Белль и Сирил Рафаели, называющие себя основателями и главными мастерами паркура, вместе сыграли во французской картине и разбудили молодежь по всему миру. Взгляните на то, как мастерски Белль владеет своим телом, – на таких героев хочется походить!
Блистательно проявивших себя в экшен-сценах спортсменов-трейсеров после фильмов «Ямакаси» и «13-й район» многие режиссеры захотели использовать в качестве опасных противников главных героев. Одним из первых на сторону сил зла паркур переманил режиссер Оливье Даан – в своем мистическом триллере «Багровые реки 2» он «одарил» умением удирать по пересеченной местности таинственных монахов, одного из которых сыграл уже упомянутый Сирил Рафаели. Он бегал по городу в длинной средневековой рясе задолго до Майкла Фассбендера из Ордена Ассасинов.
А что же Голливуд? Выдержав паузу, заокеанская «фабрика грез» ответила столь мощно, что многих привела в подлинный экстаз – элементы использования паркура режиссер Мартин Кэмпбелл ввел в открывающую сцену перезагрузки «бондианы»! Новый Бонд-блондин в первых кадрах «Казино “Рояль”» не то чтобы повторяет трюки Белля и Рафаели, но держится в погоне весьма достойно. Целью героя Дэниела Крэйга стал персонаж, сыгранный Себастьеном Фуканом, французским трейсером, называющим свой стиль паркура фрирайдом. Впечатляющая техника. Не пытайтесь повторить в домашних условиях!
Российское кино очень не любит оставаться в стороне от мировых трендов, вот только быть «в струе» у нас получается редко: на каждый «Форсаж» мы выдаем своих «Стритрейсеров», к каждым «Сумеркам» прикладываем свой «Цветок дьявола», а на любое «Коммандо» устраиваем свой «День Д». Вот и паркур в российском кино вроде как засветился, но назвать фильм «Дерзкие дни» хотя бы «середнячком» не повернется язык – про сюжет лучше не заикаться, молодых актеров хочется вычеркнуть из памяти, да и прыжками по стенам мы далеко не «Ямакаси». Но попытка засчитана!
Пример «бондианы» подвиг на контакт с паркуром другую долгоиграющую франшизу, правда, стоит признать, что и само по себе возвращение Джона МакЛейна с «Крепким орешком 4.0» оказалось не столь фееричным, как «Казино “Рояль”», и паркур в фильме Лена Уайзмана «пожиже». Вроде и позвали в картину самого Сирила Рафаели, но развернуться на полную катушку явно не дали – «япикайя, мазафака», и лучший прыгун Европы перемолот в фарш. Джон МакЛейн и не таких дюжих молодцев отправлял на тот свет пачками.
Казалось бы, после «Казино “Рояль”» Себастьена Фукана должны разрывать на части предложениями, однако следующего появления француза на больших экранах его поклонникам пришлось ждать целых три года, но оно того стоило. Фукан сыграл одну из ведущих ролей в боевике «Турнир на выживание», где его герой борется за право называться лучшим наемным убийцей в мире. Стреляет, скажем прямо, его Антон Богарт неважно, особенно на ходу, но зато в погоне по улицам, крышам и лестницам ему равных нет.
К началу 2010-х паркур и фрирайдинг стали в кино практически обыденностью – теперь едва ли не каждый фильм включал в себя прыжки по крышам и беготню по опасно накреняющимся карнизам. Криминальный боевик «Мальчики-налетчики» исключением не стал, из череды других его выделяет разве что то, что его создатели не пожелали брать на важную роль подлинного уличного прыгуна, а подменили Криса Брауна дублером в ответственный момент. Ну, в общем-то, подлог не хитрый – темнокожий грабитель, спрятавший лицо под капюшоном, кто их там разберет…
Разумеется, не пришлось самому скакать по крышам и пескам и Джейку Джилленхоллу в «Принце Персии» – это слишком дорогостоящий актер, чтобы позволять ему вывихнуть лодыжку или слечь с переломом в разгар съемок. Поэтому актера, играющего принца Дастана, подменяла целая армия паркурщиков, возглавляемая самим Давидом Беллем, изобретателем паркура. Что ж, постановщики трюков фильма Майка Ньюэлла постарались на славу, а мастера компьютерной графики затем довершили шедевр – подмену Джилленхолла обнаружить невозможно.
А завершить свой список нам хотелось бы необычным примером, мы ведь ни разу не вспомнили о фрирайдерах-девушках. Они, конечно, в природе встречаются, но в фильмах появляются редко и в скромных секундных эпизодах. За всех них по большому счету пришлось отдуваться юной Амандле Стенберг в фильме Оливье Мегатона «Коломбиана». 13-летняя актриса сыграла «детский вариант» главной героини Каталины, и именно ей досталась захватывающая сцена побега девочки из дома отца. Конечно, не все трюки выполнялись самой Амандлой, и прыгала она далеко не с такой высоты и не на такой скорости – но, согласитесь, впечатляет! И ведь опять в продюсерах Люк Бессон. Все-таки в нем внутри живет настоящий уличный герой-паркурщик, только глубоко внутри.