Несколько рыхлая и местами бессвязная попытка Дэвида Гордона Грина вернуться в артхаус скорее утомляет и дезориентирует, чем интригует и захватывает
Несколько рыхлая и местами бессвязная попытка Дэвида Гордона Грина вернуться в артхаус скорее утомляет и дезориентирует, чем интригует и захватывает.
У Элвина и Лэнса простая, но ответственная работа – приводя Техас в порядок после страшных опустошительных пожаров 1987 года, они разъезжают по дорогам штата, поправляют ограждение, расставляют дорожные знаки, наносят разметку. Элвин погружен в себя и работу, он пытается накопить денег на поездку в Германию со своей невестой, и все его заботы – выполнение дневного плана, скромный ужин и письма домой. Лэнс терпеть не может дорогу, его манят девчонки и вечеринки, он еще совсем молод и пока что не чувствовал ударов судьбы. Одиночество героев разбавляют лишь время от времени проезжающий мимо грузовичок самогонщика да старушка, потерявшая дом в огне пожаров.
В Голливуде сейчас действует новая мода – студии старательно набирают в свои крупные высокобюджетные проекты вчерашних дебютантов, независимых режиссеров, постановщиков кино, ориентированного на зрителя фестиваля Санденс. «Мир Юрского периода», «Стражи галактики», «Варкрафт» – гигантские денежные суммы и судьбы франшиз отданы вчерашним артхаусникам и трешевикам. А что получится, если уже крепко подсевший на работу со студией постановщик вернется к микробюджетному кино, вернется к истокам, чтобы снять фильм «на целине» группой в 15 человек? Дэвид Гордон Грин попробовал и оставил двоякое впечатление.
«Властелин разметки» – фильм, мягко говоря, странный. В его основе лежит исландская лента, которую видели считаные единицы, но северная нордическая успокоенность и размеренность чувствуется в каждом кадре «Властелина». Идею фильма Грину подсказали музыканты группы Explosions In the Sky, и музыка, пожалуй, самая цельная часть ленты. На ведущие роли приглашены заметные и достаточно характерные актеры, но предстают они в нелепых образах, выбивающихся из фильмографий и резюме. Построенный на диалогах двух приятелей, фильм силен между тем пейзажами и задумчивыми долгими планами, в которых человеку места нет. Сотканный из противоречий «Властелин» путает, усыпляет, заставляет хмурить брови, но цепко держит. Словно набравший ход маленький грузовичок героев, фильм ползет по окрестным горкам и ухабам навстречу загадочной пустоте.
К фильму очень хочется подойти с философским скальпелем и начать срезать слой за слоем, объясняя, какие фильмы навели автора на эту сцену или чем другая сцена выводит на метафизический уровень бытие героев. Современное кино приучило нас ожидать подвоха, но во «Властелине» вас не ждет в финале гигантский паук, здесь только дорога и скупые мужские разговоры. Им далеко до мировоззренческих бесед персонажей «Настоящих детективов», они существенно проще, но от этого живее и понятнее. Элвин и Лэнс – два простых мужика, несколько дней жизни которых включают обязательное обсуждение женщин, работы, футбола и, безусловно, выпивку. Хотел ли автор в этот маленький загончик поместить свое представление о простом техасце? Возможно. Но ведь тот же автор дает своим героям не только оградку, но и ворота в большой мир, куда они, несмотря ни на что, не особо-то стремятся.
Подобного рода кино, этакая помесь роад-трипа и бадди-муви, обязательно выводит на передний план актеров. И Грину откровенно повезло со своими ведущими исполнителями. Выход за грани амплуа комика редко срабатывает для артистов комедийного жанра, такое удается по большому счету лишь Джиму Керри с его «Шоу Трумана» и «Вечным сиянием чистого разума». Тем радостнее сознавать, что совершенно неузнаваемый Пол Радд с выпавшим ему заданием справился отлично, Элвин получился настолько цельным и узнаваемым, что его легко можно сравнить со своими приятелями. Персонаж Хирша тоже по-своему хорош, хоть и несколько более наигран. Вместе парочка Радд-Хирш своими перепалками и ленивыми диалогами на отвлеченные темы вдали от цивилизации напоминают какую-то нелепую вариацию на тему «Горбатой горы». Получится ли из этого «разрыв комедийного шаблона»? Хотелось бы верить.
Главная претензия к такому кино вообще и к «Властелину разметки» в частности заключается в том, что в него нужно «включиться». Не понять даже, не пропустить через себя, не ощутить все смыслы, нашпигованные туда режиссером, а просто принять его в правильный момент жизни, в правильном настроении и с правильным состоянием ума и сердца. Если звезды сложатся, то для зрителя фильм может стать новым «Мертвецом» Джармуша, если вы случайный гость в Техасе четвертьвековой давности, то спите спокойно, вы ничего не упустите. Нам бы со своими дураками и дорогами разобраться.