Сюжет о похищении или пропаже детей, скажем прямо, в кинематографе не пользуется большой популярностью, но когда авторы всё-таки обращаются к таким историям, зрителей почти наверняка ожидает что-то особенное и неоднозначное. Рассказываем о главных фильмах по теме: от мрачного моралистского триллера Вильнёва и режиссёрского дебюта Бена Аффлека до олдскульного шедевра VHS с Мэлом Гибсоном.
Вы знали Питера Джексона весельчаком («Знакомьтесь с Фиблами», «Живая мертвечина»), знали его и как режиссёра размашистого фэнтези-экшена, который многие уже засмотрели до дыр. Но у новозеландского постановщика есть и другая, более мрачная сторона. «Милые кости», честно говоря, можно вообразить чьим угодно, но только не джексоновским проектом. Слишком мало здесь хулиганства и слишком много откровенно скорбных эпизодов.
Жизнь четырнадцатилетней Сьюзи (Сирша Ронан), изнасилованной и жестоко убитой соседом-педофилом (Стэнли Туччи), становится лейтмотивом этого пугающего фильма о потере, загробном мире и смерти. Вместо надрывного детектива о пропавшей девочке — путешествие в рай вместе с душой настоящей мученицы. Если угодно, обратная сторона сюжета о похищении и убийстве ребёнка, рассказанная глазами жертвы маньяка.
У Келлера Довера (Хью Джекман) и его друга Фрэнклина (Терренс Ховард) пропадают дочери. С каждым днём поисков девочек надежды становится всё меньше, а единственный подозреваемый — Алекс Джонс (Пол Дано), водитель сомнительного грузовика, стоявшего возле их домов, — за неимением доказательств выходит на свободу. Однако Келлер решает устроить самосуд и берёт паренька в плен: в заброшенном доме вместе с Фрэнклином он будет пытать негодяя и постарается «выбить» из него правду.
Пожалуй, одна из лучших работ Дени Вильнёва, которую интересует не собственно само расследование, а моральные искания героев. Персонажи Джекмана и Ховарда раскрывают новые границы человеческой жестокости, детектив Локи (Джейк Джилленхол), не способный поймать виновного, постепенно погружается в пучину безумия, да и весь холодный пенсильванский городок, в котором происходит действие, вязнет под грузом мрачных судеб жителей.
В пригороде Бостона пропадает юная Аманда МакКриди, а её тётя, осознав, что от полиции помощи можно не ждать, обращается к двум частным детективам — Патрику Кензи (Кейси Аффлек) и Анджеле Дженнаро (Мишель Монахэн). Те нехотя, но всё же берутся за дело, которое, как вскоре выяснится, куда сложнее и запутаннее, чем может показаться. Дебютный фильм Бена Аффлека, снятый по одноимённому роману Денниса Лихейна, по духу очень близок к иствудовской «Таинственной реке» — тоже детективу, который в некоторой степени упирался в проблемы насилия и справедливости и тоже рисовал крайне пессимистичные пейзажи и портреты Америки, охваченной беззаконием.
Объединяет эти фильмы и другое — нежелание авторов упрощать, утрировать, сводить всё к единому знаменателю или, иными словами, чему-то учить зрителей, выдав им в финале ёмкий трюизм. Патрик Кензи — страж закона, вооружённый стойкими принципами, — пожалуй, лучший пример всей неоднозначности этой истории, ведь и по Аффлеку, и по Иствуду, у добра всегда есть обратная сторона медали.
От детектива а-ля поздний Клинт Иствуд — к самому Клинту Иствуду. Ретро-триллер ветерана Голливуда, основанный на реальных событиях: конец 1920-х, женщина Кристин (Анджелина Джоли) обращается в полицию с просьбой найти её пропавшего сына. Спустя некоторое время ребёнка привозят домой, и все, кажется, должны быть счастливы, но мать неожиданно заявляет, что ей «подсунули» другого мальчика.
Иствуд проходится по бюрократии и прессе, американской системе в целом и безразличию правоохранительных органов в частности. Эта жуткая история о «подкидыше» и есть идеальное воплощение хищного оскала США XX века. Коррупция, убийства, суды — этот порочный круг захватил страну на долгие годы и не отпустил, кажется, до сих пор. Смотря в прошлое, Иствуд прежде всего пытается вглядеться в современность.
В центре сюжета «Нелюбви» Андрея Звягинцева — не кража ребёнка, а пропажа, однако суть это едва ли меняет. Женя (Марьяна Спивак) и Борис (Алексей Розин) — несчастная семейная пара. Живут они раздельно, у каждого есть отношения на стороне, а единственным, кто их связывает, остаётся Алёша — двенадцатилетний и, кажется, нежеланный сын. После разговора родителей, из которого мальчишка узнаёт, что не нужен матери и отцу и его планируют сплавить к бабушке, он убегает из дома.
Поиски ребёнка, впрочем, обернутся настоящей трагедией: два ненавидящих друг друга человека слишком поздно осознают утрату и в последней конвульсии чувств попытаются разобраться в себе и в своих жизнях, но потерпят провал. Пропажа ребёнка, в общем-то, это емкий образный ход, который окончательно разрушит связь между героями и сделает их призраками, бродящими по пустынной и холодной многоэтажной России. И в этом смысле «Нелюбовь» выступает скорее экзистенциальным триллером, где главный страх — страх самого себя и ближнего.
Олдскульный триллер с Мэлом Гибсоном в главной роли, который рассказывает историю успешного владельца авиакомпании, за чьего украденного сына требуют приличный выкуп. Много неожиданных сюжетных поворотов, разборок с бандитами, перестрелок и, понятное дело, эпичных сцен с самим Гибсоном — в общем-то, ничего другого от старомодного фильма прямиком из 90-х никто и не требует.
Рон Ховард, который в то время ещё был в форме, снимает, с одной стороны, незатейливо, но со всем пониманием жанра: вот уж за что его сложно критиковать, так это за зрелищность и за центральный типаж мстящего отца, уже тогда ставший архетипичным для голливудского кинематографа. Если мрачные истории Иствуда и Аффлека (а тем более Звягинцева) вам кажутся слишком пессимистичными, всегда остаётся такой незатейливый, но беспроигрышный вариант.