Когда люди начали верить в богов и молиться им, о чем они просили? О хорошей охоте и о хорошей погоде
Когда люди начали верить в богов и молиться им, о чем они просили? О хорошей охоте и о хорошей погоде. Управление небесами – древнейшая мечта человечества, и возможно, что в ближайшем будущем мы наконец-то научимся включать дожди и выключать заморозки. Но что будет, если глобальная система управления погодой пойдет вразнос? Этот страшный вопрос задает новый фантастический фильм-катастрофа сценариста и режиссера Дина Девлина «Геошторм».
Мы не можем до выхода фильма в России раскрыть все его тайны, но мы многое можем рассказать о картине, в которой братья-инженеры в исполнении Джерарда Батлера и Джима Стерджесса спасают планету на Земле и в космосе. Техобслуживание еще никогда не было таким драматичным!
Предыстория фильма
Режиссер Роланд Эммерих родился, вырос и получил образование в Западной Германии, и свой первый фантастический фильм «Принцип Ноева ковчега» он снял на немецком языке. Однако на этом его отношения с германским кино закончились. Эммерих прекрасно понимал, что не сможет снимать грандиозные фантастические ленты, о которых он мечтал, если будет работать для скромного немецкоязычного рынка. Поэтому в 1985 году, через год после выхода «Принципа», Эммерих создал собственную кинокомпанию Centropolis Entertainment и начал снимать кино в Германии на английском языке и с американскими актерами. Он надеялся, что его быстро заметят и поддержат голливудцы и он сможет перебраться в США, где по-настоящему развернется.
Естественно, немцу было нелегко сочинять англоязычные сценарии, и Эммериху понадобился американский редактор. Когда режиссер работал над фильмом 1990 года «Луна 44», он нашел соратника в лице Дина Девлина, одного из актеров картины. Они сошлись на почве любви к старомодной космической фантастике и к «Звездным войнам». Так уроженец Нью-Йорка Девлин после череды незначительных ролей во второстепенном кино, преимущественно фантастическом, начал карьеру сценариста, а затем и продюсера. Сперва он с двумя соавторами сочинил для Эммериха его первую голливудскую ленту «Универсальный солдат», а затем американец и немец вместе придумали два своих главных хита – «Звездные врата» и «День Независимости».
Эти две ленты вознесли Девлина и Эммериха на голливудский олимп, но долго там соавторы не продержались. Их следующий проект «Годзилла» не был принят фанатами и критиками, а после еще пары лент пути Девлина и Эммериха разошлись. В то время как Эммерих продолжил пытать счастья в грандиозном кино, Девлин переключился на ленты попроще и перестал сочинять сценарии. Он нашел себя в продюсировании среднебюджетных картин и авантюрно-комедийных сериалов – в частности, «Грабь награбленное (Воздействие)» и «Библиотекари». Правда, в 2010-х Эммерих и Девлин вновь объединили усилия, чтобы создать блокбастер «День Независимости: Возрождение», но все мы помним, что ничего хорошего из этого не вышло.
Со стороны казалось, что Девлин смирился со своим местом в Голливуде и что в дальнейшем он будет его покидать лишь для работы над сиквелами «Дня Независимости» и «Звездных врат». Но на самом деле продюсер с начала 2010-х корпел над своим новым киносценарием – первым со времен «Годзиллы», – который Девлин хотел сделать своим режиссерским дебютом.
Конечно же, автор выбрал для фильма тему «глобальная фантастическая катастрофа», которая некогда принесла ему и Эммериху их самый большой успех. Но если в «Дне Независимости» на Землю вторгались пришельцы и останавливать их приходилось военным, то в новом сценарии Девлина на человечество «нападала» взбесившаяся система управления погодой, и сражаться с ней приходилось в первую очередь инженерам. Хотя и военным тоже, поскольку к глобальному сбою прилагались глобальный заговор и вооруженные наемники.
Работа над фильмом
Идею сценария, получившего название «Геошторм» (в смысле «буря планетарного масштаба»), Девлину подала его маленькая дочь. Однажды ей в школе рассказали про глобальные изменения климата, и девочка была так напугана, что она спросила отца, когда вернулась домой: «Неужели нельзя это как-то исправить?» Девлин не мог ответить по существу, но он мог придумать фантастическую историю, которая начиналась с запуска международной системы климатического контроля и предотвращения природных катастроф. Однако все, что работает, может сломаться. А если сломается такая система, то последствия будут столь ужасными, что глобальное потепление и нынешние ураганы и цунами покажутся мелочью жизни.
Вообще-то, Эммерих уже раскрыл тему планетарной природной катастрофы в блокбастере 2009 года «2012», который пользовался большим успехом. Но, во-первых, подражание удачливым коллегам – голливудский «план успеха номер один». А во-вторых, в «2012» герои спасались от беды, которую не могли предотвратить и остановить. В «Геошторме» же персонажи могут спасти Землю – если вовремя починят климат-контроль, выявят заговорщиков и отобьются от наемников. Динамизм и напряжение те же, но с куда большим, типично голливудским позитивом. Вот она – разница между американским и немецким взглядом на мир!
Как в «Дне Независимости», так и в «2012» фантастическое действие было «заякорено» за семейные связи. Девлин не забыл этот нехитрый, но действенный прием, и он решил, что главными героями «Геошторма» будут братья-инженеры, вместе работавшие над Международной климатической космической станцией. Когда система пойдет вразнос, то один брат отправится решать проблему на орбите, а другой останется на Земле, и совместное спасение планеты поможет им забыть о семейных раздорах и стать лучшими друзьями. Для пущей семейственности Девлин также вписал в действие дочь-подростка старшего брата и невесту младшего брата.
В наши дни американский президент далеко не так популярен, как в 1990-е, но Девлин счел, что его глобальная катастрофа без лидера США будет неполна. Правда, президент в «Геошторме» не такой бравый, как в «Дне Независимости», и геройствуют в основном другие персонажи. Но он куда важнее для сюжета, чем комичный президент США в «Марс атакует!» Тима Бертона.
Вместе с Девлином над сценарием «Геошторма» работал Пол Гуйо – сценарист, продюсер и сценарный редактор «Воздействия» и «Библиотекарей». До того как заняться закулисной работой, Гуйо был техническим дублером. Это человек примерно той же комплекции, что и известный актер, и его используют для установки света, настройки камер и звука и прочих предварительных съемочных операций, для которых не обязательно привлекать звезд. В отличие от обычных дублеров и каскадеров, технические дублеры не экране не появляются. Это простая и скучная, но необходимая работа, освобождающая время для грима звезд и режиссерских наставлений. Среди прочих Гуйо был техническим дублером Кристиана Слейтера в «Сломанной стреле» и Дона Джонсона в «Харлее Дэвидсоне и ковбое Мальборо».
В 2006 году Девлин спродюсировал документальную картину «Кто убил электромобиль?», которая рассказывала о первой попытке выпустить в США массовый электромобиль. По ходу этой работы он много общался с экспертами по «зеленым» технологиям и изменениям климата, и эти встречи дали ему материал для научной части «Геошторма». Когда во время съемок Девлин показал свои наработки специалистам NASA, те сказали ему, что в целом он прав – если показанная в фильме система климат-контроля будет сконструирована, то она будет работать примерно так, как сказано в «Геошторме».
Девлин и Гуйо писали не в стол – в надежде, что кто-нибудь когда-нибудь заинтересуется их творением. В 2013 году, еще до того, как в первой редакции «Геошторма» была поставлена последняя точка, проект за семизначную сумму купила амбициозная кинокомпания Skydance Productions (в настоящее время – Skydance Media), которую в 2010 году основал 27-летний Дэвид Эллисон. Где парень без высшего образования взял начальные 350 миллионов долларов на съемки блокбастеров вроде «Миссия невыполнима: Протокол Фантом», «Стартрек: Возмездие» и «Терминатор: Генезис» совместно с корпорацией Paramount? Отчасти у нескольких крупных банков, а отчасти у своего отца Ларри Эллисона – основателя компьютерной корпорации Oracle и одного из богатейших людей США. Его состояние оценивается в 60 миллиардов долларов, так что поддержать сына-недоучку Эллисону-старшему было проще простого.
Справедливости ради надо подчеркнуть, что Эллисон-младший купил «Геошторм» не потому, что ему некуда было девать папины капиталы. Это была реализация стратегии его компании – ставка на размашистое фантастическое кино, связанное с известными кинобрендами. В данном случае брендом был не предшествующий фильм, а сам Девлин, соавтор «Дня Независимости». Эллисон так в него верил, что не хотел ждать, когда сценарий будет завершен и его начнут предлагать разным студиям – возможно, за большую сумму, чем ту, которую продюсер был готов заплатить за незаконченный текст. «Геошторм» был продан на том условии, что Девлин дебютирует как режиссер, а не передаст сценарий опытному постановщику.
Как мы уже заметили, Skydance была создана для постоянного сотрудничества с Paramount, и «Геошторм» должен был быть профинансирован совместно с этой студии. Однако после выхода в 2013 году не особенно удачного «Стартрека: Возмездие» отношения между компаниями разладились, и Paramount отказалась от нескольких проектов Skydance, среди которых был и «Геошторм». В свою очередь, Warner решила перетащить Эллисона в свой лагерь и поддержала «Геошторм». В конечном итоге Skydance все-таки не ушла от Paramount, но фильм Девлина остался совместным проектом с Warner, а не с основным голливудским партнером компании. Бюджет картины составил около 80 миллионов долларов – в два раза меньше, чем было потрачено на «День Независимости: Возрождение».
Летом 2014 года начался кастинг «Геошторма». Роль Джейка Лоусона, старшего из братьев-героев и основного разработчика климат-контроля, получил шотландец Джерард Батлер – бывший герой «300 спартанцев», который годом ранее, в 2013-м, поднял свои упавшие было голливудские акции, сыграв в сравнительно успешном политическом боевике «Падение Олимпа». Батлер куда больше похож на спартанского царя, чем на гениального инженера, но зато он выглядит так, как хотели бы выглядеть многие настоящие инженеры. А это в Голливуде тоже важно.
Роль младшего из братьев, Макса Лоусона, получил англичанин Джим Стерджесс, который прославился благодаря киномюзиклу «Через Вселенную», основанному на песнях Beatles. Также он сыграл в эпическом фантастическом фильме Вачовски «Облачный атлас» и в криминальном триллере «Двадцать одно».
Роль президента США досталась номинанту «Оскара» Энди Гарсии, который в реальной жизни не смог бы возглавить страну, поскольку родился на Кубе (президентом США может быть только урожденный гражданин Штатов). Четырехкратный номинант «Оскара» Эд Харрис изобразил госсекретаря США (то есть министра иностранных дел в нашей терминологии), а австралийка Эбби Корниш из недавнего ремейка «Робокопа» сыграла агента Секретной службы Сару Уилсон, девушку Макса Лоусона. Поскольку Макс больше по инженерной части, ему нужно иметь рядом с собой кого-то, кто умеет стрелять, драться и мастерски водить.
Когда Джейк Лоусон отправляется в космос для починки своего барахлящего изобретения, он присоединяется к международной команде астронавтов. Русских среди них, понятно, нет – мы сейчас в Голливуде не в почете. Зато есть британец (ирландский актер Роберт Шиэн), мексиканец (очень популярный латиноамериканский комик Эухенио Дербес), нигерийка (американско-нигерийская актриса Адеперо Одуе), французский араб (египтянин Амр Вакед) и командующая экипажем немка (румыно-германская звезда Александра Мария Лара). Последнюю зовут Уте Фассбиндер, в честь знаменитого немецкого режиссера Райнера Вернера Фассбиндера. В Гонконге – куда же без Китая! – работу станции контролирует персонаж американского китайца Дэниэла Ву.
Наконец, немецко-американская темнокожая актриса Зази Битц, будущая звезда «Дэдпула 2», изобразила работающую с Максом Лоусоном хакершу Дейну, а юная Талита Бейтмен из хоррора «Проклятие Аннабель: Зарождение зла» сыграла Ханну Лоусон, дочь Джейка и племянницу Макса.
Съемки проходили с октября 2014 года по февраль 2015 года. Основным местом съемок был Новый Орлеан, который со времен урагана «Катрина» цепляется за любую возможность заработать на пришлом бизнесе и предлагает голливудцам весомые налоговые льготы. Также съемочная группа посетила Гонконг и Дубай. Над обильными компьютерными и реальными эффектами картины работало более 15 спецэффектных студий, включая такие известные, как Double Negative, Framestore и Method Studios, ответственные за многие недавние блокбастеры.
Впрочем, не все в кадре было спецэффектом или декорацией. Некоторые сцены, действие которых развивается в NASA, в самом деле снимались в производственном комплексе Национальной администрации аэронавтики и космонавтики в Новом Орлеане. Девлин был вне себя от счастья. Он поверить не мог, что снимает фантастический фильм рядом с цехами, в которых собирают ракеты.
Счастье режиссера, впрочем, было недолговечным. Когда он показал «Геошторм» студийным боссам и провел предварительные показы для зрителей, оценки были негативными. Первый режиссерский блин получился комом. Однако сдавать картину в утиль продюсеры не стали. Вместо этого кино решили доработать. В конце 2016 года для этого привлекли сценаристку «Терминатора: Генезис» Лаэту Калогридис, британского телевизионного режиссера Дэнни Кэннона, который некогда поставил «Судью Дредда» с Сильвестром Сталлоне, и легендарного продюсера Джерри Брукхаймера. Последнего пригласили как эксперта по успешным блокбастерам.
Под руководством Брукхаймера и Кэннона были проведены продолжительные дополнительные съемки и созданы новые спецэффекты. Чтобы сохранить хорошую мину при плохой игре, студия сообщила, что это рутинная доделка и что Девлин в ней не участвует лишь потому, что он очень занятой человек, который не нашел в своем графике времени для завершения проекта. Однако такую тяжелую артиллерию, как Брукхаймер, для «рутинной доделки» не привлекают. С другой стороны, если таких людей нанимают, то это значит, что студия борется за проект, а не опускает руки, и что продюсеры верят, что проект можно довести до ума. Ведь дополнительно вкладываться в заведомо пропащее кино вряд ли бы стали.
Персонажи «Геошторма»
Джейк Лоусон – главный герой фильма. Это разработчик космической системы управления погодой на Земле. В начале картины он теряет работу из-за неуступчивого характера, но когда его система начинает сбоить, Джейка возвращают в проект и отправляют в космос для ремонта. Джека сыграл Джерард Батлер.
Макс Лоусон – второй главный герой фильма. Он заменил своего старшего брата Джейка, когда того сняли с руководства планетарным климат-контролем. Когда система начинает барахлить, Джейк решает проблемы в космосе, а Макс продолжает работать на Земле. Макса сыграл Джим Стерджесс.
Эндрю Пальма – Президент США. Хотя планетарный климат-контроль – это международный проект, Америка играет в нем ведущую роль, и потому Пальма оказывается в центре политического скандала, когда система ломается. Президента сыграл Энди Гарсия.
Уте Фассбиндер – немецкая космонавтка, которая возглавляет экипаж климатической космической станции. Джейк работает с ней и с ее командой, когда оказывается в космосе. Уте сыграла Александра Мария Лара.
Сара Уилсон – агент Секретной службы США и девушка Макса. Она помогает герою разобраться в причинах надвигающейся катастрофы и пережить стычки с теми, кто пытается помешать Максу. Сару сыграла Эбби Корниш.
Леонард Декком – госсекретарь США. Он курирует планетарный климат-контроль, поскольку это международный проект, а госсекретарь отвечает за международные связи. Как и Президент США, Декком оказывается глубоко вовлечен в разрешение кризиса. Деккома сыграл Эд Харрис.
Ожидания
Отстранение режиссера и досъемки под новым руководством не добавляют фильмам уважения. Прошлогодняя неудача «Дня Независимости: Возрождение» тоже не прибавила «Геошторму» очков. Равно как и провал «Богов Египта» с Батлером в одной из ключевых ролей. Так что многого аналитики от «Геошторма» не ждут, и инвесторам повезет, если картина хотя бы окупится.
Главным препятствием на пути «Геошторма» могут стать ударившие в этом году по Америке мощные ураганы. После реальных катастроф многим в Штатах вряд ли захочется увидеть климатическое бедствие на экране (герои спасают мир, но некоторым мегаполисам приходится туго). Вспомним, как отразились на сборах 2001 года теракты 11 сентября. Зрители шли на фильмы, которые отвлекали от трагедии, и игнорировали постановки, которые напоминали о случившемся.
С другой стороны, кино у Девлина и Кэннона получилось динамичным и драматичным, с множеством эффектов и яркими актерами. Также это лента о том, как мир спасают космонавты и инженеры, а не бурильщики, тупицы и прочие неправдоподобные спасители. Посмотрим, сыграет ли это какую-нибудь роль. В любом случае за студию Skydance можно не бояться. Ее босс не разорится, пока в мире пользуются системами Oracle. А от них еще долго не откажутся…