Одного желания поснимать «невидимого» актера оказалось недостаточно для того, чтобы сделать сносный фильм – смешного в нем немного, трогательного еще меньше. Невидимость скрыла все хорошее.
Юра Муравьев – пустое место. Дома сын не считается с его авторитетом, жена давно зарабатывает больше него и уже дослужилась до должности вице-президента банка, единственный приятель только и может что подтрунивать над неудачником, а на работе имя Юры не может запомнить даже непосредственная начальница – опуститься ниже, кажется, уже невозможно. Но Муравьев умудряется, однажды ночью он буквально проваливается сквозь землю в люк, скрывающий от москвичей речку Неглинку. С тех пор жизнь Юрия преображается: испытав на себе волшебное действие подземных чар, герой становится невидимым, обнаруживает нескольких подобных себе «несчастных», а главное – обретает цель в жизни: вернуть себе человеческий облик и место в обществе.
Еще совсем недавно, в ноябре прошлого года, продюсерский проект Рената Давлетьярова «Невидимки» числился участником Новогодней битвы 2015. В последний момент команда создателей фильма дала слабину и «подвинулась», релиз новогодней ленты перебросили на целый месяц, и это, несомненно, играет не в пользу картины – праздничное настроение выветрилось, елки переехали из теплых квартир в уличные мусорные баки, а от салатов и тортов остались только складки жира по бокам у самых невоздержанных в еде зрителей. С другой стороны, «Невидимки» и так уже больше года томятся в ожидании выпуска, тянуть дальше некуда, пора зажмуриться и выпустить фильм в прокат.
Зажмуриваться есть от чего. Как и многие другие (к счастью, не все) проекты Давлетьярова, «Невидимки» крайне неровны. За вполне пригодным для красочного развития сюжетом порой скрываются весьма ходульные действия, за оригинальными шутками прячутся предсказуемые штампы, пара смелых ироничных актерских ходов тонет в неискренности, наигранности и натянутости остальных участников съемочного процесса. Общая картина, увы, складывается не в пользу положительных черт, под тяжестью слабого сюжета, проходного юмора и исполнительских неудач весы склоняются к отметке «скука». Причем разбираться в проблемах картины даже не хочется, она оставляет тягостное впечатление недосказанности, неумения рассказать даже хороший анекдот так, чтобы зрительский зал надорвал животики.
Начнем с того, что Илья Любимов, актер, исполняющий главную роль, – патологически несмешной человек. Одинаково жалко он выглядит и в минуты провалов, и во время успехов своего героя, шутки из его уст звучат сухими заученными фразами, словно их произносит робот (не такой, как в «Интерстеллар», нет). Совершенно не клеится и пара Любимов – Гусева, в давнюю любовь и взаимную привязанность их героев не верится ни на минуту. С другой стороны, Андрей Мерзликин, отчаянно старающийся блеснуть комедийной стороной своего таланта, катастрофически переигрывает, смотреть на то, как он выламывает коленца, просто больно. Единственным светлым пятном в актерском мискасте можно назвать лишь Гошу Куценко, играющего, по сути, самого себя, и оттого выглядящего наиболее органично.
Наиболее очевидной причиной таких актерских страданий является слабая сценарная структура фильма. «Невидимки» относятся к тому типу фильмов, которые вырастают из простой схемы: «У нас есть пара офигенных задумок, нужно их как-то скрепить между собой и придумать для них обрамление». Подобным образом на свет в свое время появилась «Любовь-морковь», вполне достойная отечественная комедия, которую в гроб загнали неумные неудачные сиквелы. Теперь Ренат Давлетьяров и Сергей Комаров делают фильм из еще одной условности – человек стал невидимым и пытается помочь своей жене спастись от свалившихся на нее бед. Только вот от «Привидения» Джерри Цукера все это очень далеко.
Впрочем, «Невидимки» совсем не безнадежны. Элегантно решены в фильме вопросы спецэффектов: их немного, они не поражают каким-то техническим совершенством, длительностью или масштабом, но они вполне уместны и достаточно органично вписаны в кадр. Не лишен фильм пары-тройки действительно смешных шуток, монолог Куценко о его соседке достоин похвалы, а фокус с зомби-коридорным хоть и попахивает «Уик-эндом у Берни», но улыбку вызывает, да и включения кадров хроники или старых кинолент добавляют картине вистов.
И все же перечисленные плюсы никак не извиняют создателей за скомканных второстепенных героев (другие невидимки сюжету нужны только в качестве мебели), общую идиотию детективной составляющей и высосанный из пальца способ обретения невидимости и ее потери. Да и как супергероический (или скорее «сверхспособный») экшен «Невидимки» не состоялись, недалеко продвинувшись по сравнению с «Поцелуем сквозь стену» или какими-нибудь «Смешанными чувствами». И главная беда здесь заключается не в блеклости отдельного фильма, а в том, что каждая подобная лента лишает возможности дальнейшего возделывания темы другими, более талантливыми, смелыми и оригинальными авторами. На невидимости в нашем кино пока можно поставить крест.