В российских кинотеатрах показы в праздничные зимние дни обрели высокое значение, сборы за две недели конца декабря – начала января порой превышают показатели всей остальной зимы. И название у этого короткого сезона соответствующее – «Новогодняя битва»
Чтобы представить себе масштаб бедствия, нужно лишь окинуть взором список релизов предпраздничных и праздничных дней. В 2017 году многие претенденты на зрительский интерес стартовали раньше положенного: уже 21 декабря в прокат вышли «Елки новые», «Джуманджи: Зов джунглей» и анимационный «Фердинанд». Это не ошибка и не промах, эти весьма привлекательные для любого кинотеатра проекты вынужденно отступили перед двумя колоссами, на которых Минкульт и Фонд кино сделали ставку в этом году: в праздники мы входим с «Движением вверх», патриотическим, спортивно-историческим блокбастером от «Студии ТриТэ», и с новой серией богатырской саги – на этот раз дружина Ильи Муромца отправится к принцессе Египта. 1 января репертуар кинотеатров пополнит российский мультфильм «Чудо-юдо», и только 4 числа отечественную гегемонию разбавит «Величайший шоумен» с Хью Джекманом. Уже выбрали, на что пойти?
В какой-то мере сложившийся расклад разбавят «Звездные войны», продолжающие привлекать зрителей, не нужно забывать и о том, что несколько независимых прокатных компаний поставили свои релизы на праздничные дни, но роспись комедий «Добро пожаловать на юг 2» и «Праздничный переполох», а также хоррора «День мертвецов: Злая кровь» совсем невелика. В итоге Дед Мороз не принес нам ничего, кроме трех мультфильмов, спортивной драмы и мюзикла. Прямо скажем, негусто, особенно в сравнении с тем выбором, который кинотеатры предоставляли в прошлом.
Давайте вспомним. Год назад, например, в заключительные уик-энды вышли фантастические «Пассажиры» и сказочная «Битва магов», затем к ним подключился широко разрекламированный «Викинг», а закрыли гонку «Кредо убийцы» и «Монстр-траки». О «Богатырях», «Елках» и «Снежной королеве» не упоминаем, этот набор едва ли не в точности повторен сегодня. Поинтереснее выбор, согласитесь? А вот список участников Битвы 2015-2016: «На гребне волны», «Самый лучший день», «Страна чудес», «Мафия: Игра на выживание», «Иван-царевич и Серый волк 3», «Выживший» и «Здравствуй, папа, Новый год!». «Звездные войны 7» при этом смотрели много активнее, чем сейчас восьмой фильм. И здесь список не идет ни в какое сравнение с тем, что кинотеатры предлагают сегодня, верно?
Но и скудный выбор – лишь полбеды. Перед самым началом последнего уик-энда многие кинотеатры столкнулись с другой напастью – компания ЦПШ, не дожидаясь окончания срока действия договора между прокатчиками и кинозалами, пошла на серьезное давление, заставляя расписывать «Движение вверх» едва ли не половиной возможных сеансов в кинотеатре. Стоит понимать, что залы и без того оказались в тяжелом положении – «Последние джедаи» и «Движение вверх» идут больше двух часов, что в день «съедает» по одному-два средних сеанса, и если ставить эти фильмы в сетку чаще, можно лишиться новогодней прибыли вообще. Конфликт удалось погасить, но история с давлением прокатчиков наверняка не закончена.
Подобный расклад возник, естественно, не сам по себе, ситуация «Новогодней битвы 2017-2018» – это «страшный сон», который стал явью. Это воплощение в жизнь самой главной мечты российского Министерства культуры, пытающегося самыми топорными методами решить проблему низкой доли отечественного кино в наших кинотеатрах. Когда конкуренцию с голливудскими блокбастерами выдерживают два-три российских фильма в год, в ход идет кабинетная дипломатия и лобовое ручное управление. В этом году было решено расчистить новогоднюю площадку под отечественные релизы, но не под все, а исключительно под «особенные». Обсуждение качества «Движения вверх» и «Трех богатырей» не входит в цели сегодняшнего обзора, но разве требуются этим проектам столь корявые костыли?
До сих пор подобный формальный подход к решению проблем отечественного кино ощутимых плодов не приносил, наоборот, большая часть лент, удививших своими сборами, в лидеры выбились не благодаря, а вопреки государственной подмоге. Наши чиновники, подобно слонам в посудной лавке, пока исключительно разрушают, мешая созиданию, над которым работают съемочные группы, продюсерские центры и кинотеатры. Вот и в этом году зритель остается наедине с несколькими однобокими проектами, что сокращает число походов в кинотеатры, прибыль всех участников рынка, а следовательно, лишает Новогоднюю битву ее смысла.
На примере предстоящих праздников зрители теперь могут себе представить воочию, как будет выглядеть расписание кинотеатров, если будут введены безумные меры по поддержке отечественного кино вроде квот на число сеансов российских фильмов или драконовских сборов за прокатное удостоверение – у нас будет три картины отечественных режиссеров и пара голливудских блокбастеров. Вот уж поистине богатырская загадка: направо пойдешь – мультфильм найдешь, налево пойдешь – на «фильм-событие» наткнешься, прямо – в «форсажах» или «мстителях» завязнешь. Причем кинотеатры пойдут на самые разные уловки, чтобы хоть как-то минимизировать издержки или формально выполнить кабальные условия договоров, как это произошло с фильмом Антона Мегердичева – выполняя установку ЦПШ на максимальное число сеансов, кинотеатры ставят «Движение вверх» на раннее утро и позднюю ночь.
Крайним, как всегда, останется зритель. В этот Новый год в кинотеатрах хорошо бы смотрелись «Форма воды» и «Приключения Паддингтона 2», «Короче» и «Днюха!», но им места в сетке премьер не нашлось. В этом году участники «Битвы» решили скатать «договорнячок», вот только проиграем от этого все мы. Но по крайней мере теперь понятно, что просить у Деда Мороза с боем курантов – чтобы больше подобного не повторялась, а праздник был настоящим!