Как правило, фильмы об искуплении рассказывают о судьбе человека, который смог преодолеть внутренних демонов и найти путь к спасению. Подобные истории во многом терапевтичны, поскольку каждый из нас так или иначе совершал непоправимые ошибки, переживал давящее чувство вины и утрату веры. Герои фильмов из нашей новой подборки не тянут на звание суперзлодеев. По большому счету это обычные люди, которые смогли дать себе (и другим) еще один шанс на счастье.
Оскароносная драма Барри Левинсона «Человек дождя» — прекрасный образец тонкой человеческой драмы, основанной на распространенном психологическом паттерне манипулятора и жертвы. Главный герой фильма — эгоистичный торговец автомобилями по имени Чарли (Том Круз) – пользуется ментальной недееспособностью своего брата Рэймонда (Дастин Хоффман), страдающего расстройством аутистического спектра. Как известно, некоторые люди из спектра, несмотря на замкнутый образ жизни и отсутствие социальных навыков, обладают выдающимися способностями. Наивный Рэймонд помогает Чарли заработать приличную сумму в казино, однако тот, несмотря на изначальные корыстные мотивы, искренне привязывается к брату и учится его любить. Для Чарли, который большую часть жизни пользовался людьми без зазрения совести, эмоциональная уязвимость Рэймонда становится триггером к долгожданному личностному росту, который помогает ему по-новому воспринимать мир вокруг.
Обласканная критиками драма Кеннета Лонергана поначалу кажется фильмом о депрессивном ауткасте (Кейси Аффлек), который по не обозначенным причинам решил буквально похоронить себя заживо. Жизнь Ли Чендера проходит в тягучих серых фильтрах безысходности, создается впечатление, что ничто уже не сможет вернуть в нее свет. К счастью, общение с повзрослевшим племянником Патриком (Лукас Хеджес) возвращает Ли крупицы утраченной души. По мере развития сюжета герой вспоминает трагические моменты прошлого, эмоционально обнажается перед зрителем, вновь и вновь теребя незажившие сердечные раны. Огромный груз вины за смерть собственных детей практически уничтожил Ли, однако нуждающийся в родительской поддержке юный племянник обращает этот процесс вспять.
Культовая мелодрама Джо Райта с говорящим названием «Искупление» рассказывает историю несчастной любви, происходящей на фоне Второй мировой войны. Главная героиня — 13-летняя Брайони в исполнении Сирши Ронан, — ведомая детской ревностью, разлучает влюбленную пару: старшую сестру Сесилию (Кира Найтли) и сына их домашней прислуги Робби (Джеймс МакЭвой). Последний отправляется на фронт, оставляя девушку в одиночестве горевать по не случившемуся счастью. Лишь повзрослев, Брайони понимает, к каким ужасным последствиям привели ее нереализованные подростковые амбиции. Главная героиня пишет автобиографическую книгу, в которой спасает отношения Робби и Сесилии, даря им шанс на совместное будущее. В книге Брайони рассуждает о том, какой могла бы стать их жизнь, а также пытается вымолить у самой себя прощение, на которое, по собственному убеждению, не имеет права.
Камерный триллер «Виновный» от датчанина Густава Мёллера — прекрасный пример разговорного кино, снятого с минимальным бюджетом. Помимо всего прочего, история полицейского Асгера Хольма (Якоб Седергрен) — актуальное размышление о неправомерно завышенном уровне ответственности правоохранительных служб, ошибка которых может стоить людям жизни. Мучимый чувством вины за трагический инцидент в прошлом, Асгер бросается на помощь женщине, абсолютно не вникая в детали ее дела, действует максимально импульсивно, отказываясь проявить профессиональную сноровку и рациональность. Поведение Асгера в итоге приводит к еще одной трагедии, избежать которой было бы возможно, если бы герой не подошел к работе столь эмоционально. «Виновный» не пытается наложить клеймо на сотрудников полиции, напротив, Мёллер делает все возможное, чтобы объяснить аудитории, что сами правоохранители зачастую страдают от человеческого фактора, влияния которого, увы, не избежать.
Приключенческий триллер «Охотник» с Уиллемом Дефо в главной роли — еще один пример сюжетного тропа об эмоционально недоступном мужчине, который обретает себя через детско-родительские отношения. Главный герой — профессиональный охотник Мартин Дэвид, который отправляется в Тасманию, чтобы поймать редкий вид тигра. На острове Мартин знакомится с Люси (Фрэнсис О’Коннор) и ее двумя детьми. Муж женщины, который также занимался охотой на тигра, трагически погибает, сама Люси страдает от наркозависимости. Волей-неволей Мартин начинает спасать своих новых друзей, становясь опорой для Люси и приемным отцом для ее сыновей. И, несмотря на достаточно трагический финал, «Охотник» кажется крайне оптимистичной историей, в которой сразу три заблудшие души постепенно излечивают друг друга.
Постапокалиптическая драма Альфонсо Куарона «Дитя человеческое» размышляет об искуплении в рамках коллективной человеческой вины — в мире мрачного будущего люди утратили способность к репродукции и фактически оказались на грани вымирания. Общество ожидаемо погружается в хаос и меланхолию, и только бывший активист Тео Фарон (Клайв Оуэн) находит в себе силы жить дальше. По крайней мере, на это у него есть причина. Тео пытается спасти Ки (Клэр Хоуп Эшити) — вероятно, единственную беременную женщину на планете, чей будущий ребенок становится объектом всеобщего внимания. Многие зрители нашли в фильме «Дитя человеческое» аллегории христианского мистицизма. Действительно, на экране разворачивается поистине библейская история о погрязших во грехе людях, находящихся в поисках искупления. При этом чудодейственная беременность Ки является своего рода актом прощения для тех, кто не утратил человеческое в мире, где не осталось веры, надежды и любви.