«Два, три, демон, приди!» — далеко не первый успешный хоррор-дебют современности. Рассказываем о 7 фильмах, которые подарили их авторам мировую популярность и множественные номинации на значимые международные премии, включая «Оскар» и «Золотой глобус».
«Ведьма» — дебют двойной. Это первая режиссерская работа Роберта Эггерса и первая большая роль исполнительницы главной роли Ани Тейлор-Джой — оба сейчас уже достигли значительных профессиональных высот. У Эггерса в копилке номинация на «Оскар» («Маяк») и Приз ФИПРЕССИ в рамках двухнедельника режиссеров на Каннском кинофестивале («Маяк»), а у Тейлор-Джой — «Золотой глобус» («Ход королевы») и номинации на «Эмми» и BAFTA. И это только начало!
«Ведьма» — мистическое и по-настоящему жуткое путешествие в прошлое, где фольклор тесно сплетается с исторической точностью, а рассказ об изгнании пуританской семьи превращается в легенду о становлении ведьмой. Для того чтобы воссоздать на экране подходящую атмосферу, Эггерс целых пять лет изучал историю английских переселенцев, их быт и суеверия, а также процессы над ведьмами в XVII веке. В итоге картина собрала более 15 премий (!), была признана образцом фольклорного хоррора и испугала самого короля ужасов — Стивена Кинга.
Полнометражный дебют режиссера Грэма Свона, называющего свой фильм «антихоррором», тоже может легко напугать своего зрителя, но его страх совершенно другой природы.
Пять девочек-подростков собираются в пустом доме, чтобы устроить ночь страшных историй. С первых кадров мы знаем, что в ближайшие несколько часов произойдет что-то ужасное, ведь об этом нас еще на титрах предупреждает закадровый голос. Но что это будет — страшная тайна. Здесь не будет литров крови, отрубленных конечностей, ведьмовских штучек или явления призраков — только леденящие кровь монологи героинь, снятые анфас без единой монтажной склейки. Страх живет в фантазиях зрителя, а также в его способности концентрироваться на длительных монологах и видеть в двойной экспозиции пленочных снимков нечто большее, чем запечатленную речь.
«Реинкарнация» — один из самых известных хоррор-дебютов современности. История Ари Астера о семье, столкнувшейся с чередой трагических событий, одинаково поразила как критиков, так и зрителей: никаких скримеров и чрезмерной расчлененки, только медленное, но уверенное погружение в бездну отчаяния. Фильм включен в список «1001 фильм, который вы должны посмотреть, прежде чем умереть» под редакцией Стивена Шнайдера.
После смерти бабушки Элен ее дочь Энни находит в вещах погибшей ряд странных предметов, указывающих на связь Элен с темной мистической силой. Женщина пытается отбросить посетившие ее догадки, но спустя неделю кто-то оскверняет могилу Элен, и в тот же день дети Энни попадают в автомобильную аварию. Кажется, над домом навис злой рок. Или это проделки злых сил, о которых знает только Элен? Одна из знакомых Энни предлагает ей провести спиритический сеанс и задать матери волнующие ее вопросы.
В доме на окраине кукурузного поля 10-летние близнецы с нетерпением ждут возвращения матери из больницы. Вскоре она появляется на пороге, но мальчики едва ли могут узнать в женщине родного человека — ее лицо забинтовано, а транслируемая холодность и отстраненность погружают всех жителей дома в меланхолию. Спустя время мальчики начинают подозревать, что прибывшая женщина вовсе не их мать. Но кто же она?
Супруга известного австрийского режиссера Ульриха Зайдля Вероника Франц и его племянник Северин Фиала долго готовились к своему дебюту: кинопробы на главные роли близнецов проходили почти 240 пар, а Сюзанна Вуэст, исполнившая роль матери, провела три месяца в полном одиночестве, время от времени обматывая тело повязками. Съемки фильма велись в строжайшей секретности — все сцены снимались в хронологическом порядке, а актеры каждый день получали лишь кусочек сценария. В результате получилось пугающее полотно из детских страхов, расположившихся на границе реального и воображаемого. Впервые фильм был показан в рамках конкурсной программы Венецианского фестиваля.
Дебют Николаса Пеша («Пирсинг», «Проклятие») «Глаза моей матери» с первых кадров напоминает об известном триллере о вторжении Михаэля Ханеке «Забавные игры» — «Глаза моей матери» тоже тяжело рекомендовать к просмотру и тоже невозможно оставить без внимания. Премьера фильма состоялась на кинофестивале «Сандэнс», после чего он был выпущен в прокат и стал доступен на Netflix.
Маленькая Франциска живет с родителями в уединенном доме в сельской местности. Отец обеспечивает семью, а мать раньше работала хирургом, но сейчас занимается тем, что обучает дочь мастерству удаления органов у животных, тем самым помогая ей избавляться от страхов перед смертью. Их жизнь навсегда меняется, когда в дом врывается незнакомец по имени Чарли и убивает мать Франциски. Отец заковывает Чарли в цепи и прячет в сарае, а девочка пользуется полученными от матери знаниями и удаляет у преступника глаза и голосовые связки. Кажется, будто жестокости уже достаточно? Но это только начало, ведь впереди у Франциски целая жизнь.
Дебют Джордана Пила уже давно делит неофициальный пьедестал самого громкого хоррор-дебюта современности вместе с «Реинкарнацией» и «Ведьмой», а кто-то и вовсе называет «Прочь» одним из лучших дебютов за всю историю кинематографа! Пил стал третьим в истории «Оскаров» человеком, чей дебютный фильм удостоился номинаций за лучший фильм, режиссуру и сценарий.
Темнокожий фотограф Крис встречает белую девушку Роуз Армитаж. Поначалу кажется, что все идет хорошо: молодые люди любят друг друга, дело идет к свадьбе, а значит, пора познакомиться с родителями будущей невесты. Крис отправляется в особняк Армитажей, где встречает улыбающихся нейрохирурга Дина и психиатра Мисси. Родители с порога принимают Криса как родного, но мужчина все никак не может отделаться от мысли, что здесь что-то не так. Вскоре он обнаруживает, что прислуга у Армитажей состоит исключительно из темнокожих — и это лишь первая из череды странностей. Крису стоило бы прислушаться к голосу разума и бежать прочь, пока это возможно, но он выбирает остаться…
«Февраль» — режиссерский дебют Оза Перкинса (старшего сына актера Энтони Перкинса, наиболее известного по роли Нормана Бейтса в фильме Хичкока «Психо»). Под зловещие мелодии младшего Перкинса — Элвиса — на экране разворачивается пугающая драма о том, что бывает, когда внезапно обнаруживаешь, что не к кому обратиться за помощью, а вместо сердца находишь внутри необъятную пустоту.
Для Роуз и Кейт новый год начался так себе — за девушками не приехали родители, они остались на каникулы в школе-интернате и, кажется, трепетно охраняют какую-то тайну. В то же время где-то на автозаправке мужчина находит Джоан — другую одинокую девушку, которая даже не может объяснить, как оказалась так далеко от города. Однажды эти истории пересекутся, но вы едва ли догадаетесь, в какой момент это произойдет.