Борис Хохлов рекомендует: Теряя это, Дом, Ренегаты, Боязнь пауков, Страх перед черной шляпой
Начало звездной карьеры Тома Круза принято вести с 1983-го – в этот год в прокат вышли «Изгои», «Рискованный бизнес» и «Все верные ходы». Но между ними затесалась еще и эта симпатичная романтическая ретрокомедия «Теряя это», о трех приятелях-школьниках (другие двое – Джон Стоквелл, впоследствии постановщик «Добро пожаловать в Рай!» и «Туристас», и Джеки Эрл Хэйли, будущий Роршах из «Хранителей» и Фредди Крюгер из ребута «Кошмара на улице Вязов»), которые едут из скучных респектабельных Штатов в мексиканскую Тихуану, чтобы хорошенько «оторваться». Однако герой Круза вместо буйных тусовок влюбляется там в разочарованную в браке домохозяйку в исполнении Шелли Лонг. Куртис Хэнсон («Секреты Лос-Анджелеса», «8-я миля») снял эту картину еще в 1981 году, но в прокат она вышла только в 1983-м, когда зрители были уже хорошенько «подогреты» другим фильмом о потере девственности, «Последний девственник Америки».
Роджер (Уильям Кэтт) – ветеран Вьетнама, нашедший себя в писательстве. Разъехавшись с женой, он перебирается в дом своей умершей тети, где его неожиданно настигают кошмары из его военного прошлого. Постановщик Стив Майнер до «Дома» снял вторую и третьи части «Пятницы, 13-е», но эта картина не столько серьезный фильм ужасов, сколько эксцентричная черная комедия, ловко смешивающая страшное с макабрическим юмором в духе братьев Коэн и Сэма Рейми. Фильм оказался весьма успешным в прокате, и через год появился сиквел, переделанный чуть ли не в семейную комедию (но весьма забавный). В 1989 и 1992 годах вышли третья и четвертая части, но им до оригинала далеко, а «Дом 3» вдобавок еще и не имеет никакой связи с другими фильмами цикла.
Снявшись в успешном вестерне «Молодые стрелки», Кифер Сазерленд и Лу Даймонд Филлипс в ожидании сиквела снялись вместе в еще одном проекте, комедийном боевике «Ренегады», в котором первый играет крутого полицейского, а второй – индейца, разыскивающего украденное у его племени бесценное копье. В лучших традициях «бадди»-боевиков парочка недолюбливает друг друга, но если они хотят призвать преступников к ответу, то им придется объединить усилия. Тогда, в конце 80-х, подобных фильмов под влиянием «48 часов» и «Смертельного оружия» снимали очень много, и «Ренегады» в общем потоке затерялись, но для тех, кто хочет поностальгировать под малоизвестный, но в целом качественный боевик тех лет, фильм может стать настоящей находкой.
«Боязнь пауков» стала первым фильмом, вышедшим под лейблом студии Hollywood Pictures – дочерней компании «Диснея», основанной специально для выпуска более «взрослого» кино. И фильмом, надо сказать, весьма приметным – это режиссерский дебют продюсера Фрэнка Маршалла, до этого работавшего над картинами Стивена Спилберга и Роберта Земекиса. Совершенно трэшевый сюжет (в сонный американский городок случайно попадают ядовитые пауки из Венесуэлы, которые размножаются и устраивают ничего не подозревающим обывателям вальпургиеву ночь) в руках Маршалла превращается в увлекательный аттракцион, одновременно пугающий и смешной – он напоминает то хичкоковских «Птиц» (постановщик признавал, что равнялся именно на этот классический триллер), то «Гремлинов».
Культовая в определенных кругах, но практически неизвестная за их пределами «мокьюментари»-комедия, рассказывающая о взлете и падении выдуманной группы NWH (Niggaz With Hats), – нечто вроде «Это Spinal Tap» Роба Райнера, только из мира хип-хопа и гангста-рэпа. Безусловно, для того чтобы полностью уловить всю гениальность фильма и считать все его пародийные намеки, нужно быть достаточно глубоко «в теме», но это не обязательное условие – просто получить удовольствие от его едкого сатирического юмора смогут и те, для кого рэп начинается и заканчивается где-то в районе Децла и Тимати. Критики, которым «Страх перед черной шляпой» показали на фестивале в Сандэнсе, картину расхвалили, но в широкий прокат она так и не пробилась.