Вышла "Книга Илая" -- постапокалиптический вестерн c Дензелом Вашингтоном в роли человека, который знает как пользоваться мачете и читает правильные книги.
По разрушенной ядерным апокалипсисом Америке идет Илай (Вашингтон) – спокойный серьезный мужчина с тесаком и обрезом. Идет не торопясь, но и не мешкая, задерживаясь только для того, чтобы подстрелить кошку на обед или перебить банду грабящих путников разбойников. В мешке Илая лежит книга, точнее Книга – правила приличия требуют скрыть выходные данные, но и так легко догадаться, а если кто-то думает, что это Книга рекордов Гинесса, то он ошибается. Эту книгу очень ищет местный барон Карнеги (Гэри Олдман), который правит городком, куда забрел Илай. Слово за слово, пуля за пулей, труп за трупом, Карнеги и Илай станут решать судьбу фолианта – останется ли он в этом вшивом городке, чтобы служить карликовой диктатуре Карнеги, или отправится на запад, куда уже тридцать лет несет ее Илай.
Редко решишься на такое, но в данном случае можно с легким сердцем заявить – посмотрите это кино. "Книга Илая" не лучший фильм на свете, браться Хьюз, сделавшие когда-то «Из ада» /From Hell/ (2001) не великие режиссеры, раздражение от того, что в ландшафте пост-апокалипсиса по-прежнему обязательной деталью остались злые грязные байкеры в латах из металлолома, и изумление от того, как бестолково можно обойтись с удачей заполучить Гэри Олдмана, будут мучить как насморк.
Но всему этому есть извинение. Братья Хьюз относятся к той разновидности визионеров, чей талант не дотягивает до видений, что их посещают. Случается такая насмешка. Кажется, что они увидели своего Илая во сне – неуязвимого молчаливого человека, который бредет по разрушенному миру с книгой в котомке, и ничто не может его остановить. Мир этот был раскрашен в серый и ржавую охру, украшен развалинами, слепящим солнцем и старым ай-подом Илая. Хьюзы вслушивались в слова "Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною". Они всматривались в книгу Илая, пока не поняли, что с ней не так, чтобы сделать финал, который сам по себе стоил того, чтобы возиться с фильмом. А вот байкеров в этом видении не было. И Хьюзы целиком перетащили себе "Безумного Макса", украсили "Хорошим, плохим, злым", снабдив историю парой киноманских шуток, чтобы никто не подумал, будто они это всерьез.
Итог оказался причудливым – лучший фильм о вере со времен «Страстей Христовых» /Passion of the Christ, The/ (2004), лучшая роль Вашингтона со времен «Гнева» /Man on Fire/ (2004) и все это в формате, напоминающем Grand Theft Auto. Можно бесконечно вкладывать персты в раны "Книги Илая" – не лишком ли долгий срок 30 лет, чтобы пересечь Америку, стоило ли звать Тома Уэйтса на эпизодическую роль, если его почти невозможно узнать, почему даже после атомной войны женщины все равно носят колготки сеточкой, и отчего нео-вестерн – это обязательно салун и оскорбленная подруга главного злодея.
Но победителей не судят. В конце концов, что значат колготки сеточкой рядом с истинной верой?