![Okko](/themes/filmru_desk/img/okko/okko_bottom.png)
В 2012 году фильмы Sony Pictures заработали в мировом прокате более 4 миллиардов долларов. В нынешнем году студия не повторит этот рекорд. Конечно, до декабря еще далеко. Но шансы внушительно заработать есть лишь у «Элизиума: Рай не на Земле» и у «Облачно, возможны осадки: Месть ГМО». И вряд ли эти картины будут штурмовать миллиардный барьер. Если они соберут по 500 миллионов долларов, в Sony будут плясать от радости. Напомним, что предыдущий фильм Нила Бломкампа (режиссера «Элизиума») «Район № 9» и мультфильм «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек» заработали менее 300 миллионов на брата
В 2012 году фильмы Sony Pictures заработали в мировом прокате более 4 миллиардов долларов. В нынешнем году студия не повторит этот рекорд. Конечно, до декабря еще далеко. Но шансы внушительно заработать есть лишь у «Элизиума: Рай не на Земле» и у «Облачно, возможны осадки: Месть ГМО». И вряд ли эти картины будут штурмовать миллиардный барьер. Если они соберут по 500 миллионов долларов, в Sony будут плясать от радости. Напомним, что предыдущий фильм Нила Бломкампа (режиссера «Элизиума») «Район № 9» и мультфильм «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек» заработали менее 300 миллионов на брата
Конечно, предсказать, что рекорд прошлого года останется непобитым, можно было еще тогда, когда Sony объявила свое расписание релизов. В 2012-м студия выпустила «007: Координаты “Скайфолл”», «Нового Человека-паука», «Людей в черном 3»… В нынешнем же году основные надежды возлагались на «После нашей эры», «Штурм Белого дома» и «Смурфиков 2». Плюс уже упомянутые «Элизиум» и «Облачно», а также примыкающие к ним «Телекинез» и «Орудия смерти: Город костей». Мягко говоря, не «команда мечты» для покорения прокатных вершин.
Этим летом модно писать о том, что голливудцам нужно пересматривать блокбастерную систему. Мол, провалы или слабые сборы «После нашей эры», «Штурма Белого дома», «Одинокого рейнджера», «Призрачного патруля», «Тихоокеанского рубежа» и «Смурфиков 2» – это результат ошибочной ставки на дорогое кино и прочих связанных с этим стратегических решений. Да, летнее расписание перегружено блокбастерами, и даже киноманы не могут себе позволить несколько месяцев каждую неделю ходить с семьей на «крутой» фильм (билет + попкорн + доплата за 3D = пустой кошелек). И да, студии не вправе надеяться, что знаменитый актер гарантирует блокбастеру успех. Даже если это Джонни Депп или Уилл Смит. Но значит ли это, что Sony должна отказаться от блокбастеров и сосредоточиться на фильмах вроде хоррора «Зловещие мертвецы: Черная книга», который в этом году собрал в прокате 100 миллионов долларов при бюджете в 17 миллионов?
Разумеется, нет. Блокбастерная система возникла не на пустом месте. Если бы Sony могла выпустить в год 40 фильмов вроде «Зловещих мертвецов», она бы так и сделала, выбросив на мороз всех, кому для съемок кино нужны сотни миллионов баксов. Из опыта прошлых десятилетий мы знаем, что дешевые фильмы проваливаются не реже дорогих и лишь немногие из них приносят студиям существенные доходы. Поэтому ставка на эпические зрелища имеет смысл – особенно в эпоху, когда телесериалы наступают кинематографу на пятки.
В самом деле, скажите честно: кому нужен новый «Крестный отец», если есть «Во все тяжкие» и ему подобные шоу об антигероях? Кому нужны кинодетективы, если на телевидении этот жанр цветет и пахнет во всех возможных вариантах – от многолетних эпопей до мини-сериалов и телефильмов? Фантастика, фэнтези, историческое кино, фильмы о шпионаже и террористах… Телевидение освоило все жанры, которые не требуют супервложений и которые выигрывают от многосерийного повествования. И оно регулярно выдает сериалы, на равных состязающиеся с большинством «белоэкранных» собратьев. Поэтому только солидные бюджеты, суперактеры, драйв и убедительные эффекты могут заставить зрителей регулярно ходить в кино, а не выбираться раз в год на фильм с особенно интересным сюжетом (для данного конкретного зрителя). Голливуд понял это еще в 1950-х, и с тех пор конкуренция с телевидением только обострилась. Ведь прежде по ТВ многое нельзя было показывать, а теперь – пожалуйста. Кровь, эротика, жесткое насилие… Никто не уйдет обиженным!
Так что вопрос не в том, нужно ли снимать блокбастеры, а в том, какие именно блокбастеры нужно снимать. Посмотрите еще раз на список провалов этого летнего сезона. Кто из них заслужил миллиард баксов? Откровенно копирующий «Людей в черном» «Патруль»? Выстроенный на хлипких плечах Джейдена Смита «После нашей эры»? Веселый, но явно не дотягивающий до «Пиратов» «Рейнджер»? Или, может быть, «Рубеж», снятый исключительно для фанатов боевых роботов?
С другой стороны, свежий «миллиардер» «Железный Человек 3» не то чтобы поразил, но определенно зажег. К тому же он продолжил историю полюбившегося многим супергероя. Также в этом году удачно выступили новый «Форсаж 6», «Стартрек», «Человек из стали», «Гадкий я 2», «Университет монстров», «Великий Гэтсби»… Сплошь заслуженные или по крайней мере понятные успехи.
Что из этого следует? Что студиям нужно тщательнее отбирать проекты и следить за тем, чтобы на выходе получалось вменяемое и увлекательное масштабное кино, а не мешанина трюков и эффектов. По большому счету Голливуду нужны худсоветы. Или что-то в этом духе. Потому что если продолжить жахать по 250 миллионов долларов на «Одиноких рейнджеров» и «Джонов Картеров», то разорится даже могучий Disney. А Sony Pictures и подавно нужно быть аккуратной. Ведь ее головной концерн переживает сложные времена, и он вполне может начать резать по живому.