Работающий на Западе постановщик Александр Бабаев рассказывает о том, как снять эффективный короткометражный хоррор
Любой продюсер, который работает в жанре ужасов, скажет вам, что есть два ключевых фактора, отличающих вышеперечисленные произведения от миллионов короткометражек, заполняющих просторы Интернета. Первое – фильм ужасов должен быть страшным. Второе – у него должен быть оригинальный концепт. Как же напугать аудиторию за несколько минут?
Начало. Знакомство с главным героем.
В случае «Стереоскопа» у нас было всего три минуты, чтобы напугать зрителя. Для этого важно вовлечь его в историю, познакомить с правилами созданного вами мира и заставить сопереживать протагонисту. Наличие расчлененки, пауков и страшных монстров в фильме не будет эффективно, если зритель не представит себя на месте главного героя и не будет ему сопереживать. В полнометражном кино на раскрытие центрального персонажа и рассказ об окружающем его мире есть 10-15 минут, но в коротком метре на это всего несколько секунд. Открывающий кадр «Стереоскопа» показывает молодую женщину, которая смотрит на младенца, лежащего в детской кроватке. Это занимает буквально три секунды, но факт наличия ребенка в доме, где происходят необъяснимые события, поднимает ставки – зритель переживает не только за жизнь главной героини, но и за жизнь ребенка.
Основная идея. Знакомство с правилами мира.
Главная героиня находит маленькую таинственную коробку у порога своего дома, внутри нее записка с объяснениями правил мира, а также старый стереоскоп – игрушка, знакомая многим, кто был рожден в 80-е и 90-е. Игрушка эта довольна проста: вставив специальный диск в механизм и посмотрев в стереоскоп, можно увидеть объемную фотографию, специальный курок позволяет прокручивать диск с пленкой, сменяя фотографии с одной на другую. В нашей истории знакомая игрушка работает немного по-другому, сквозь нее героиня видит интерьер своего собственного дома, окрашенный в красный цвет.
Стереоскоп в данном случае выполняет две очень важные задачи: во-первых, это предмет, который некоторые хранят дома, у многих с ним связанны детские воспоминания. Он не представляет собой ничего необычного, но в то же время несет в себе некую таинственность, потому что сквозь него дети в течение всего ХХ века погружались в другие миры. Во-вторых, стереоскоп – это отличный инструмент для создания саспенса, он сильно ограничивает кадр, дает возможность манипулировать сознанием зрителя. В моменты, когда героиня смотрит в стереоскоп, у зрителя нет возможности быть сторонним наблюдателем, он видит то же, что и главная героиня, и таким образом более эффективно погружается в историю.
Долгий кадр героини, осматривающей свою кухню сквозь стереоскоп, очень эффективно создает напряжение, зритель ожидает, что сейчас что-то произойдет. Его воображение начинает дорисовывать возможные варианты исхода событий, основываясь на предыдущем опыте простора ужасов. Зритель знает, что еще секунда – и кто-то или что-то попытается его напугать. И он прав. Но не сейчас. Еще не время. Ведь у нас есть еще две минуты!
В структуре ужасов очень важен баланс, важна цикличность. Нагнетая обстановку, зрителю обязательно надо дать разрядиться. В данном случае ничего не происходит, зритель выдыхает, и мы переходим к неотъемлемой части любого ужастика: протагонист делает выбор, ведущий к печальным последствиям. Будь то поехать в психиатрическую больницу, подписать сделку с дьяволом или произнести запретные слова перед зеркалом. Проще говоря, герой сам активирует зло, которого легко можно было бы избежать. В «Стереоскопе» героиня нажимает на курок и прокручивает диск, тем самым давая согласие на игру. Как только она соглашается на правила игры, слышится плач женщины, который исходит откуда-то из дома.
Fun time. Аттракцион ужаса.
Начинается основное веселье! В последующие полторы минуты героиню ждет калейдоскоп монстров, заполнивших ее дом. Она может их слышать, но видеть их может только через стереоскоп.
Каждый человек реагирует на элементы фильмов ужасов по-разному: кто-то боится неизвестности, кто-то сильно реагирует на скримеры, кто-то теряет самообладание при виде крови, а кому-то становится не по себе от напористых звуков. На этом этапе ваша задача – убедиться в том, что совокупностью инструментов, доступных вам как фильммейкеру, будет эмоционально затронуто максимальное количество зрителей. Если вы все сделали правильно, то зритель уже сопереживает главной героине, представляет, что бы он сделал на ее месте, и всем сердцем хочет, чтобы она выжила.
Конкретно в «Стереоскопе» я попытался затронуть побольше первобытных страхов, а также страхов, связанных с разными психотипами людей. Тут есть и окровавленная плачущая девушка, которая мгновенно перемещается в пространстве, и огромный мужик в маске ребенка, орудующий бензопилой, и карлица, на поводке у которой женщина, страдающая ожирением, поедает кишки, и пожилая женщина, одетая как маленькая девочка, нависшая над ребенком главной героини, и безглазый монстр, который больше похож на животное, чем на человека. Анализируя отзывы зрителей, я видел, как разные люди резонируют с разными монстрами – кто-то сильнее реагирует на бородатого мужика с бензопилой из-за интенсивности звука и его внешнего вида, а тем, у кого есть дети, страшнее смотреть на пожилую женщину, нависающую над младенцем. Тут важно постоянно удивлять зрителя и избегать повторений.
Итог. Концепт.
Что же делает один короткий метр лучше другого? Если анализировать все по-настоящему удачные короткометражки, то их всех связывает одна вещь – нам показывают что-то очень знакомое и близкое, но под новым углом. Хижиной в лесу и маньяком, бродящим в округе, никого удивить уже не получится, даже если фильм снят безупречно. Если обратить внимание на короткий метр Lights Out, на котором основан фильм «И гаснет свет…», можно справедливо отметить, что с точки зрения кинематографа сам короткий метр снят довольно паршиво – плохой свет, композиция, и вообще все это больше похоже на студенческую работу, снятую на фотоаппарат. Если бы не одно «но» – инновационный прием, пугающий и искажающий наше сознание. Именно из-за этого приема фильм привлек к себе внимание больших голливудских продюсеров.
Каждый сегодня может снять красиво, важно другое – что нового ты как фильммейкер можешь показать? Можешь ли ты придумать то, чего мы раньше не видели?
В случае со «Стереоскопом» я взял всем известную игрушку, существующую больше 70 лет, и дал ей новое назначение, создал вселенную внутри обычного предмета. Простая идея была адаптирована под всем известную структуру классических фильмов ужасов и сжата в три минуты, и сегодня права на «Стереоскоп» приобретает крупная голливудская студия.
P.S. Известный голливудский продюсер Джейсон Блум всегда напоминает, что каждый хороший фильм ужасов заканчивается сногсшибательным твистом. Да, у вас всего три минуты, чтобы заставить зрителя сопереживать герою, напугать его и удивить, но если кто-то смог это сделать, значит, и вы тоже сможете. Удачи!