
Несуразный триллер о захвате самолета с лысым Марком Уолбергом и плохим CGI.
Маршал Мэдолин Харрис (Мишель Докери) арестовывает бухгалтера Уинстона (Тофер Грейс), когда тот прячется в отдаленной части Аляски. Уинстон – информатор, который необходим в суде, чтобы свидетельствовать против Моретти – некоего преступника, на которого раньше работал Уинстон. Мэдолин арендует частный самолет, чтобы добраться до Анкориджа, а затем и до Нью-Йорка. Вместо настоящего пилота за штурвалом оказывается техасец Дэрил (Марк Уолберг) – психопат и убийца, у которого свои садистические цели на этот рейс и его двух компаньонов.
Более 10 лет карьера Мэла Гибсона пребывала в турбулентности из-за отмены. Но время, кажется, затягивает общественные раны – «По соображениям совести» встречали как грандиозное возвращение Гибсона в Голливуд. Думалось, что теперь нас ждут зрелищные свершения в духе «Страстей Христовых» и «Апокалипсиса» (а так и должно быть – впереди сиквел о воскрешении Христа), но каким-то чудом австралиец замахнулся коротко даже для себя – и снял триллер категории В с приветом боевикам 90-х. Неудобные вопросы можно задавать уже с ходу: ради чего это срежиссировал баталист Гибсон? Зачем Марку Уолбергу нелепая лысина? И почему первые сцены фильма сгенерировал ИИ, да еще и так скверно?
Возможно, Гибсон заплутал в режиссерских проектах и оступился. Не исключено также, что с лентой что-то произошло на производственных стадиях – так или иначе «Особо опасный пассажир» перевел турбулентность Гибсона из области этики в воздух эстетики. Почему так плохо и зачем так много компьютерного изображения? (Многие наверняка сдаются уже на первых кадрах с оленем.) Старания авторов более-менее ясны – они метили в жанр «воздушных» боевиков из 90-х вроде «Самолета президента» и «Воздушной тюрьмы», но признаки неисправности обнаружились при взлете. Истеричный герой Тофера Грейса, невзрачный маршал в исполнении Мишель Докери, словесная белиберда и нелепые потасовки со злодеем Марка Уолберга. Большую часть ленты связанный психопат сидит в крыле самолета: то злобно отшучивается, то пытается освободиться. Комический эффект если и рождается, то спонтанно и явно не там, где надо.
Сомнительный пилот самолета и его не проясненные цели, горе-герои, не способные самостоятельно посадить транспорт, недружелюбные рельефы Аляски – там, где зрителя можно брать саспенсом, «Особо опасный пассажир» заваливает первостатейным абсурдом. Троица то и дело сражается на борту и оставляет штурвал без пилота, не стесняется палить из огнестрела, рискуя угодить в бак, а диспетчер вместо помощи предлагает героине пойти с ним на свидание. Главная проблема фильма даже не в комичности (ее всегда можно обыграть и подать выигрышно), а в невыносимой фальшивости происходящего – даже с точки зрения стиля и техники. Зритель не увидит захватывающих кадров с высоты в несколько тысяч километров, а все акробатические номера с самолетом будут рассечены монтажом и неловкой графикой – для 2025 года триллеры с подобным подходом тянут на творческое преступление.
В какой степени преступник здесь сам Гибсон – вопрос открытый, но режиссура в «Особо опасном пассажире» на редкость безымянная и лишенная авторского слога. Даже его фамилия отброшена к финальным титрам – сделано буквально все, чтобы скрыть следы режиссерского присутствия. Бледный авторский штрих Гибсона обнаруживается разве что в выборе Уолберга на роль антагониста – такого же примерного католика, как и сам австралиец. Будем считать это небанальной преамбулой к сиквелу «Страстей Христовых», а сам триллер – желанием финансово подготовиться к религиозному эпосу (с учетом скромного бюджета у фильма даже есть определенные успехи в бокс-офисе). Голливуд в какой-то момент переварил личные грехи Гибсона – теперь придется переваривать творческие.