Финал приключений Лиры и Уилла: местами сбивчивый, мечтами душераздирающий.
«Темные начала» и после завершения не определились с нишей в поп-культурном и медиапространстве. Проекту HBO и ВВС все чаще навязывали роль на замену: то поддержать публику, скучающую по «Гарри Поттеру», то забрать рейтинги «Игры престолов», то стать флагманом платформы. Ни с одной из возложенных аудиторией и спикерами в Сети миссий экранизация романов Филипа Пулмана не справилась, а в 2022 году еще и осталась в тени могучей битвы титанов онлайн: «Властелина колец» и «Дома драконов». Но старательный подбор ярлыков в случае «Темных начал» от лукавого: Лира и Уилл заняли собственное место горькой рождественской сказки — все три сезона завершались в конце декабря.
Пути героев расходятся на несколько параллельных сюжетов: кто-то встречается, кто-то расстается, а кто-то возвращается. Миссис Колтер (Рут Уилсон) держит дочь в состоянии забвения и дремы, чтобы Лиру (Дафни Кин) не нашли агенты Магистериума. Служители могущественной церкви видят в девочке новую Еву и хотят помешать сбыться пророчеству ценой жизни подростка. Лорд Азриэл (Джеймс МакЭвой) собирается идти войной на Метатрона — лорда-регента небесного царства — и самого Властителя, которого трактует как ангела-узурпатора. Ученая из Оксфорда, похожего на наш, Мэри Маллоун (Симона Кирби) попала в дивный мир к волшебным существам Мулефам и изучает пыль, что в том измерении зовется «шраф». Носитель чудесного ножа Уилл (Амир Уилсон) ищет Лиру и встречает давнего и большого друга «Темных начал» медведя Йорека Бернисона.
Финальный роман трилогии (но не саги — Пулман выпустил еще «Оксфорд Лиры» и приквел о Ли Скорсби) «Янтарный телескоп» пострадал сильнее всех при переносе на экран. Финальное сражение (добра и добра? зла и зла?) пропускает этапы, перекраивает договоренности и сжимает мучительное приближение финала. Впрочем, все экзекуции над сюжетом происходят осознанно и в угоду кинематографической выразительности. Вторая половина сезона наполнена внушительными битвами, полетами, побегами и сражениями совести. Но все еще «Темным началам» куда лучше удаются интимные и компактные сцены: заклятые любовники миссис Колтер и лорд Азриэл, открытия Мэри Малоун или робкие прикосновения деймонов Лиры и Уилла. Сюжетная колея подростков, которые объединяются в начале сезона, остается самой цепляющей, трогательной, болезненной и, в общем-то, ключевой для романа.
Отчаянно хочется, чтобы пара Дафни Кин и Амира Уилсона прошла испытание временем и зрительской любовью (а не только читательской). Юные артисты бережно переносят на экран робкую поэзию первых чувств, которой уготовано великое назначение. Яростный атеист Пулман в «Темных началах» крушил религиозную догматику и обличал клириков, упоенных светской властью. Книги запрещали, писателя осуждали, но убеждения в сериальной форме стали более податливыми и менее категоричными. Руками «Темные начала» пытаются разбить сосуд первородного греха, но душой выводят рассеянной золотистой пылью по экрану «Бог есть любовь». И искреннее чувство сильнее любых волшебных ножей, алетиометров и мыслелетов (причудливый транспорт Азриэла).
В то время как разборки революционеров в лагере Азриэла и очередные шпионские происки миссис Колтер в Магистериуме то восторгают, то утомляют (порой пафос убеждения пережимает градус), завораживают маленькие вещи. Мир «Темных начал» тактильный и осязаемый: каждый обладатель деймона может погладить свою душу, материя миров терпит раны от чудесного ножа, а в измерении мертвых несложно встретить свою смерть, чтобы поговорить с глазу на глаз. Путь к бессмертию из тюрьмы Чистилища лежит через истории о детских хулиганствах и приключениях, а память о витальности побеждает бесконечное уныние и забвение. На финишной прямой сага путается в важном и сбивается в программных монологах, но оставляет мерцающую метафизику блестящей пыльцой на кончиках пальцев. Под конец изматывающего года как никогда хочется не только верить, но и точно знать, что у каждого темного начала однажды будет светлый конец. Пусть и очень грустный.
Все эпизоды сериала «Тёмные начала» доступны на стриминговом сервисе Amediateka.