Анна Франк снова учит потомков оставаться людьми.
Образ полумифической фигуры жертвы холокоста то и дело проскальзывает на экраны. Совсем недавно на Netflix вышла картина «Моя подруга Анна Франк», которая рассматривала жизнь всем известной школьницы через оптику лучшей подруги. Сейчас перед нами еще один сторонний, но на этот раз более необычный взгляд — на первый план выходит воображаемая подруга из дневников.
В музее Анны Франк хранятся записи тринадцатилетней девочки, которая фиксировала на бумаге потаенные страхи и переживания во время Второй мировой войны. Однажды ночью со страниц дневника сходит рыжеволосая девочка Китти — именно к ней еврейка обращалась в письмах без адреса. Только что ожившая юная особа ничего не знает о судьбе семьи Франк. Захватив с собой драгоценную тетрадь, она отправляется на поиски единственной подруги в современном Амстердаме.
Опубликованный посмертно «Дневник Анны Франк» превратил личный опыт подростка в негаснущий огонек надежды. Имя девочки стало универсальным символом, украсившим фасады всевозможных зданий: школа имени Анны Франк, музей имени Анны Франк, театр имени… сами знаете кого. Китти, прогуливаясь по городу, останавливает полицейских и прохожих, желая выяснить, где же та, кто ее выдумал. На что причудливой девушке в одежде 40-х отвечают: «Да вот же она — везде».
Режиссер Ари Фольман, впрочем, не уверен, что это так. Постройки, посвященные девочке, более прочны, чем идеи, заложенные в горьких строках. Дух Анны понемногу испаряется, а суть ее слов начинает стираться. Автор фильма, исследуя наследие юной писательницы, размышляет о проблеме неподобающего обращения с беженцами сегодня. Едва оказавшись на улице, Китти знакомится с Петром — молодым парнем, промышляющим воровством. Герой пытается обеспечить себя и помочь друзьям-мигрантам, которых власти намерены выслать из страны обратно на родину, где их не ждет ничего. Параллель вовсе не притянутая за уши, если вспомнить, что семья Анны бежала из Германии в Нидерланды после прихода Гитлера к власти. Через портрет воображаемой девушки Фольман словно бы задает вопрос: «Что бы сказала Анна?» Вопрос звучит вовсе не как укор, а скорее как попытка в очередной раз переосмыслить трагедию прошлого столетия, но теперь уже с другого ракурса.
Не стоит думать, что история разворачивается исключительно в современных реалиях путешествия Китти. Перебрасывая зрителя из одного тысячелетия в другое, создатели успевают пробежаться по трагической хронике событий и приоткрыть дверь убежища семейства Франк. Анимация превращает реконструкцию исторического периода в мрачную сказку (увы, не с хеппи-эндом), где нарочито длинные черные фигуры со свастиками вынуждают людей запирать двери и прятаться на чердаках, а писательство и выдуманные миры спасают от чувства голода и истощения.
Фестивальная анимационная лента становится чем-то вроде открытки из прошлого века: фильм ищет не только девочку по имени Анна Франк, но и проблески света в мире, где всегда будет падать тень. Но пока мы в силах бросить взор на историю и не забывать о жертвах, вера в преобразования не иссякнет, а школьница с искрой в глазах и острым языком так и останется маяком для павших духом.