Создатели культового мультсериала «Последний человек» размышляют о нашем будущем и видят на одну причину меньше для беспокойства.
2200 год. Безэмоциональная сыщица-человек Алин и ее робот-напарник Карлос расследуют серию странных происшествий. На Земле, превратившейся в дыру для безработных, дуэт ловит хакершу, которая перепрограммирует и тем самым освобождает роботов. На Марсе — новой утопии для обеспеченных граждан — Алин и Карлос ищут пропавшую студентку, соседку которой жестоко убили. Два не похожих друг на друга дела не просто связаны — на самом деле это лишь малые части корпоративного заговора, который грозится подорвать гармонию между людьми и роботами.
За последние десять лет «Черное зеркало» кардинально изменило научную фантастику на больших и малых экранах. Современный сай-фай приземлен, реалистичен и поучителен — сюжеты о будущем предупреждают аудиторию, что безмерное развитие технологий обязательно аукнется человечеству. Лучшие эпизоды сериала и десяток его клонов пугают нас введением социального рейтинга, усилением эскапистских возможностей виртуальной реальности и даже выращиванием детей в капсулах («Капсульное поколение»). Научная фантастика, какой ее трактовали фантасты в середине ХХ века и кинематографисты в конце столетия, попросту сошла на нет. Точнее, распалась пополам: на зрелищную фантастику и научно-ориентированные сюжеты в стиле того же «Черного зеркала». В этом понимании «Марс Экспресс» — классический сай-фай, который не ограничивается одной фантастической условностью, а воображает на экране целый мир. Ну или довольно достоверно предсказывает наше будущее.
«Марс Экспресс» — кино, которое практически целиком сшито из отсылок. Куда ни ткни, попадаешь на знакомую идею или близкий по духу сюжет из классики. Список зависит от насмотренности и начитанности зрителя: одни отметят творчество Филипа Дика и Рея Брэдбери, другие — голливудский сай-фай «Бегущий по лезвию», «Робокоп», «Я, робот» или нуары вроде «Китайского квартала» и «Целуй меня насмерть». Режиссер Жереми Перен и вовсе признается, что в первую очередь вдохновлялся аниме восьмидесятых и девяностых — «Акирой» и «Призраком в доспехах». Все это в разной степени соответствует действительности, но язык не повернется назвать «Марс Экспресс» вторичным или неоригинальным проектом. Во многом это заслуга причудливого мира, который 2D-анимацией напоминает прошлогодний хит «Царство падальщиков» из-за ligne claire рисовки и стиля комиксиста Мебиуса. В то же время у проектов есть важное идейное различие. Мультсериал вписывал человека в опасный экопейзаж и подобно терпеливому документалисту наблюдал, как герои взаимодействуют с местной флорой и фауной. Фильм, напротив, следит за человеком в окружении созданного им самим мира — футуристичных зданий, гуманоидов докторов и секс-работников, микрокомпьютеров и стильных машин.
Ворлдбилдинг — главное достоинство мультфильма и важное напоминание о том, насколько амбициозной может научная фантастика. «Марс Экспресс» просто забит любопытными идеями о развитии технологий, каждую из которых Чарли Брукер с радостью превратил бы в завязку нового эпизода «Черного зеркала». К примеру, в XXIII веке умные студенты сдают в аренду «мозги» менее образованным ученикам, а богачи создают себе робота-двойника, чтобы не тратить жизнь на бесполезные дела. Причем на таких элементах создатели не особо зацикливают внимание — аудитория узнает о новшествах между делом, параллельно расследованию главных героев. В фильме практически отсутствует дуболомная экспозиция — зрителю не объясняют, почему мир стал таким, но дают возможность прочувствовать окружение, уловить особый вайб. Безмолвные кадры с протестующими людьми, завешенными логотипами корпораций зданиями или героями, меланхолично смотрящими в пустоту, говорят о будущем красноречивее и доходчивее любых текстовых вставок.
Самый интересный элемент технического развития, а вместе с тем смысловое и драматическое ядро фильма, это Карлос — убитый за пять лет до событий фильма мужчина, чьи воспоминания загрузили в робота. Герой ходит с парящей над телом голограммой лица, эдакой аватаркой будущего, и отчаянно пытается вернуть семью. Бывшая жена живет с другим мужчиной и запрещает герою общаться с дочерью. Карлос страдает из-за кризиса идентичности и разрывается между человеческим прошлым и роботизированным настоящим. Даже удивительно, что с таким героем, оказавшимся, по сути, меж двух огней, создатели не ушли в типичный сюжет о противостоянии человечества и гуманоидов, а предложили кое-что совсем иное.
«Марс Экспресс» между делом размышляет о возможном экономическом кризисе, вызванном развитием искусственного интеллекта, или политических амбициях безумных миллиардеров, колонизировавших Марс, но мультфильм заслуживает места в пантеоне научной фантастики, потому что создатели рискнули разграничить людей и роботов. Допустить, что они не станут соперниками. Вроде бы очевидная, но все же смелая идея заставляет верить в лучшее. Кто знает, возможно, человечеству не придется вести войну за свое существование, а напротив, взглядом гордых родителей смотреть на то, как созданные ими технологии отправляются покорять новые галактики.