Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP2WayUf8s
Рецензии

Рецензия на анимационный фильм «Поток» — скрытый шедевр Каннского кинофестиваля

Постапокалиптическая сказка, которую хочется пересматривать в особо тяжелые дни.

Сегодня Текст: Яна Телова Обсудить
Добавить в закладки

Трейлер

Человека больше нет. От него остались только предметы рукотворного труда: деревянный дом с уютным круглым окном на втором этаже, мягкая кровать, несколько чертежей и огромные статуи. Теперь пространство принадлежит безымянному черному коту, который, кажется, искренне наслаждается одиночеством — он целыми днями бегает по полям, изучает собственное отражение в речной воде и умело скрывается от компании псов. Но все меняется, когда земля перестает быть безопасным местом и покрывается водой. Кот находит убежище в небольшой лодке, уже занятой невозмутимой капибарой. Вскоре к команде мечты присоединяются модник лемур, мудрая птица-секретарь и жизнерадостный лабрадор, отбившийся от компании псов-хулиганов. Вместе героям предстоит проплыть сотни километров, прежде чем на горизонте вновь замаячит кусочек заветной суши.

Кадр из анимационного фильма «Поток»

Кадр из анимационного фильма «Поток»

«Поток» латвийского режиссера Гинтса Зилбалодиса — вольная адаптация его же короткометражного фильма Aqua, в котором место главного героя тоже занимал кот, столкнувшийся с внезапным наводнением, а его спасителем оказывалась случайная птица. «Поток» повторяет мотивы, но использует иной стиль повествования и добавляет паре героев компанию. Образ кота, вероятно, заимствован из дебютного полного метра Зилбалодиса — «Таинственного острова», где путешествующий мальчик неожиданно набредает на целое семейство идентичных черных котов. «Поток» в целом можно назвать частью дилогии или, если повезет, трилогии режиссера о завораживающих неизведанных пространствах и существах, их населяющих.

Кадр из анимационного фильма «Поток»

Кадр из анимационного фильма «Поток»

Еще одним связующим моментом двух фильмов становится тема цикличности и движения по кругу — в «Потоке» мы видим сцену с кружащимися в ритуальном танце оленями, в центре которых оказывается главный герой, а в «Таинственном острове» наблюдаем, как коты медленно спускаются в спиралевидное углубление в земле, служившее им источником питьевой воды. Обе сцены Зилбалодис показывает с верхней точки, акцентируя внимание на вращении, словно с помощью ритмичного движения по кругу он пытается загипнотизировать зрителя и погрузить в подходящее фильму умиротворенное состояние.

Кадр из анимационного фильма «Поток»

Кадр из анимационного фильма «Поток»

Если дебютный фильм 24-летний режиссер создавал практически в полном одиночестве, то над «Потоком» он уже работал в команде. В качестве соавтора сценария выступил Матисс Кажа («Вкус воды»), а музыкальное сопровождение к фильму написал композитор Рихард Залюпе. Зилбалодис считает, что мультфильмы прекрасно отражают изменения в его карьере. Одинокий герой на острове — период сольной работы. Независимый кот учится взаимодействовать с другими персонажами, чтобы выжить, — попытка режиссера научиться слушать и слышать коллег. Так «Поток» оказывается историей о принятии: меняющихся условий, внезапного соседства, чужих установок. Выводы, сделанные Зилбалодисом, легко уловить в финале: основная потребность кота в независимости оборачивается неожиданным осознанием — если в отражении ты видишь рядом кого-то еще, то, может быть, это знак, что все движется в правильном направлении.

Сила «Потока» не только в его совершенно умилительных героях, но и в красоте кадра и удачной работе с ракурсами — фильм заставляет переосмыслить силу анимации, не нуждающейся в человеческой речи. В мультфильме нет слов — звуки, издаваемые животными, являются специально записанными «репликами» персонажей, а не искусственно созданными звуковыми эффектами. Также команда провела много месяцев, наблюдая за поведением прототипов в естественной среде обитания, снимала их на камеру и отсматривала видеоролики, чтобы перенести повадки животных на экран с максимальной точностью. К счастью, благодаря этому герои получились далекими от антропоморфности — в них нет ничего от человека, и, быть может, нам давно пора перестать считать себя центром вселенной. Как показывает фильм, мир прекрасно существовал до нас и продолжит существовать после. Возможно, это будут лучшие годы планеты.

«Поток» был впервые показан в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. После успешной премьеры фильм Зилбалодиса прокатился по ряду престижных кинофестивалей, включая Торонто и международный фестиваль анимации в Оттаве, где взял главный приз. Также известно, что Латвия уже выдвинула «Поток» на будущий «Оскар» в категории «лучший международный фильм». Приятно наблюдать за тем, как творец некогда маленького кино уверенно движется вперед, завоевывая все больше поклонников. Хочется верить, что путь Гинтса Зилбалодиса и его магических анимационных пространств только начинается.

Текст: Яна Телова
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?