Ухабистая поездка по стереотипам, на этот раз в сопровождении двух Петровых.
Обычный учитель ОБЖ по имени Вася (Александр Петров) отправляется в Мексику, чтобы спасти неблагополучного брата-близнеца Колю (тоже Петров), с которым не виделся несколько десятилетий. И заодно зафиксировать воссоединение – с ним также летят корреспонденты (Дмитрий Лысенков и Ян Цапник). Колю, а по новому имени Бэйзила Вудворда, ищет влиятельный дон (Гильермо Кинтанилья), пытаясь вернуть украденные деньги. Скромного Васю ждет нелегкая поездка, которая превратится в череду погонь и перестрелок. Положение усугубится, когда братья случайно поменяются ролями.
Расхожие мифы говорят, что Мексика состоит из наркомафии, кактусов и мужчин в сомбреро. Еще больше, кажется, Мексика соткана из кинематографа. Где, как не в жаркой стране темпераментных людей, разыгрываются самые страстные драмы, любовные истории и криминальные трагедии? «Василий» Дмитрия Литвиненко выходит всего на полгода позже «Эмилии Перес» Жака Одиара – француз жал на все клавиши, воспроизводя атрибуты мексиканской мыльной оперы. Картели, предательства, семейные ссоры – все это тоже есть в отечественном блокбастере. С одной лишь разницей, что «Василия» действительно снимали в стране ацтеков в рамках русско-мексиканской копродукции.
Комедия Литвиненко разрывается между поселком Ковылкино и латиноамериканскими пустынями – словно Жора Крыжовников и Роберт Родригес сообразили кино на двоих (в кадре не хватало только поджарого Дэнни Трэхо). Разрывается и Александр Петров в роли двух братьев: авантюриста Коли, которого ищет мексиканский картель с коррумпированной полицией, и тихого Васи – простого русского парня, оказавшегося не в то время и не в том месте. Один с женой преступного босса (Барбара де Рехиль), чужими детьми и полным непониманием, как отсрочить свою смерть где-нибудь в канаве. По закону жанра пока невинный страдает, нерадивый брат «подменяет» его и летит на родину, где нет спонтанных перестрелок и пахнет русским духом. Пусть и не всегда тепло, но зато люди живут вне пресловутого фильтра сепия – бича всех фильмов про ужасы латиноамериканской жизни.
Очевидно, «Василий» целится в мишень нового народного хита, поэтому здесь есть и русская глубинка, и узнаваемый мент (Павел Ворожцов), и пассия (Валентина Мазунина), и вечный хит «Седая ночь» из всех колонок, и, куда без этого, слезливые пережимы драмы. Жанр, в котором «Василий» начинается – криминал об убойных каникулах гринго, – ко второй половине предсказуемо берется за ум или скорее за сердце: начинает давить на эмоцию, а братьев заставляет пойти на мировую. Так, во всяком случае, милее для возрастных зрителей – они проводили славные постсоветские вечера за мыльной тягомотиной в духе «Богатые тоже не плачут» и почувствуют что-то родное.
Правда, для фильма о тонкостях российско-мексиканских отношений здесь преступно мало юмора по теме. Динамика характеров задана разве что лирически: мы разведены континентами, но и там, и тут понимаем, что такое семья (каждому зрителю решать, насколько это было убедительно). Зато с народным юмором ярче – он просачивается сквозь сумбур сцен и монтажных нарезок: припоминают лжецитаты Джейсона Стэйтема, заигрывают с «Братом 2», предлагают прокрутить в голове «Ширли-мырли» и лишний раз напомнить, что истории про подмены и таких разных близнецов – дойная корова комедийного жанра.
И все же сложно закрывать глаза на очевидное: «Василию» – фильму про колорит, абсурдные контрасты жизни и, конечно же, вездесущего Петрова (тот случай, когда ставка на актера вполне оправдывается) – приходится буксовать там, где он должен лететь на энергии фарса и пародии. Стереотипы вроде все на месте: и суровые бандиты, и шумный карнавал в День мертвых, и неугомонные женщины южных кровей, но устаревшему открыточному набору как будто не хватает сыгранности. Это не самое плохое выступление на тему «каникул в Мексике», во всяком случае не убийственно скучное, правда, ничего нового узнать отсюда не удается: ни о нас, ни о мексиканцах. Все кактусы на месте, но их как будто старательно осушили. Фавелы Латинской Америки стали местом, где развлекательный кинематограф чаще всего прячется от несостоятельности своих идей, да и интернациональную дружбу, пожалуй, тоже вряд ли сильно укрепляет.