Кино о дружбе поколений в духе «Гарольд и Мод».
Внештатный университетский профессор экономики Фил Лодер (Питер Динклэйдж) мечтает о собственном доме, но его финансовые возможности не совпадают с грандиозными желаниями. Вместо скромной однокомнатной квартирки он грезит об элитной просторной недвижимости, которая учителю явно не по карману. Однажды американский мечтатель натыкается на любопытное объявление: роскошный особняк стоимостью 5 миллионов долларов продается за символические 240 тысяч. Правда, есть нюанс: покупателю достанется весь дом целиком не сразу, а только после смерти пожилой хозяйки по имени Астрид (Ширли МакЛейн). Все это время оба собственника будут жить под одной крышей. По словам риелтора Делла (Мэтт Диллон), старушка одной ногой в могиле, так что соседствовать придется недолго. Фил решает не упускать такой шанс. Чтобы наскрести нужную сумму, он обналичивает пенсионные сбережения и распродает буквально все свои вещи. Вскоре горе-инвестор понимает, что сделка не так хороша, как казалось на первый взгляд.
«Американский мечтатель» — режиссерский дебют Пола Дектора по сценарию Теда Мелфи («Святой Винсент», «Скрытые фигуры»). Фильм основан на сюжете из радиошоу This American Life. Премьера состоялась на кинофестивале Tribeca еще в 2022 году, после чего картина затерялась в графике релизов. На запоздалый кинопрокат повлияли в том числе забастовки в Голливуде. В конечном итоге до американских кинозалов лента добралась только в марте 2024 года.
Важное напутствие перед просмотром: не стоит ждать от «Американского мечтателя» современную версию «Дюплекса». Герои здесь не устраивают войну за жилплощадь, хотя для этого как будто соблюдены все условия. Вместо грызни за квадратные метры соседи притираются друг к другу, как и подобает людям, живущим под одной крышей. Фильм начинается как черная комедия и постепенно превращается в теплую драмеди. На выходе получилось сентиментальное и даже несколько старомодное кино о дружбе поколений в духе «Гарольд и Мод».
В то же время весь фильм пропитан иронией. Фил преподает экономику и кичится тем, что видит тренды еще до их образования, но при этом получает скромную зарплату и не замечает очевидного подвоха в сделке с недвижимостью. Он отчаянно хочет получить права на собственность, но всякий раз, когда старушка-домовладелица оказывается на пороге смерти, возвращает ее к жизни. Он фантазирует о красотке жене и рассказывает байки о том, как его бросили, но в упор не видит подкатов со стороны женщин и сам же портит все свои отношения. Финальный штрих в этом театре абсурда: профессор экономики пишет какой-то легкомысленный псевдоинтеллектуальный романчик вместо серьезной научной работы.
Сила фильма в звездном касте. Творческий тандем Динклэйджа и МакЛейн хорошо описывает фраза «дуэт, который мы не ждали, но заслужили». На втором плане своими выступлениями радуют Мэтт Диллон в роли ушлого агента по недвижимости, Дэнни Гловер в образе уставшего частного детектива и Дэнни Пуди в качестве декана, который погряз в бюрократии.
Если что и портит картину, так это male gaze. Стереотипно мужской взгляд на роль женщин в истории кажется чрезмерным даже для едкой черной комедии о трудностях простого белого мужчины. Каждая героиня появляется в кадре лишь для того, чтобы изрядно подпортить американскому мечтателю жизнь и одновременно с этим залезть к нему в постель, что, в принципе, выглядит несколько преувеличенно. В конечном итоге функция женщин на экране сводится либо к сексуальному объекту, либо к препятствию на пути главного героя к мечте. Первый тип в чистом виде существует в патриархальных фантазиях Лодера о молодой фигуристой жене и ее сестре-близняшке. В остальных случаях авторы рисуют комбинированный вариант.
Юмор в фильме строится по большей части на физической комедии. Главный герой часто оказывается объектом шуток из-за причудливых травм, которые получает в доме. Смеяться над его злоключениями, впрочем, быстро надоедает. Но смотреть, как Питер Динклэйдж заливает в себя дешевое пойло и яростно критикует систему, можно вечно.