Что посмотреть
Мамонты Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4zztp5tn
Рецензии

Рецензия на фильм «Белое пластиковое небо» — футуристическую антиутопию о мрачной судьбе человечества

Неспешная, но красивая постапокалиптическая анимация о личной трагедии на фоне глобальной катастрофы.

Добавить в закладки

2123 год, Будапешт. Человечество пережило глобальную экологическую катастрофу, растения и животные прекратили существование. Люди живут теперь в городе под куполом и соблюдают строгие правила. Когда человеку исполняется 50 лет, в его тело помещают семя растения. Происходит постепенное превращение в съедобное дерево. Выбора нет, каждый должен стать донором. 28-летний Стефан и 32-летняя Нора потеряли сына. Отчаявшаяся супруга соглашается на добровольную имплантацию. Слишком поздно узнавший об операции жены муж бросается ей на помощь.

Кадр из анимационного фильма «Белое пластиковое небо»

Кадр из анимационного фильма «Белое пластиковое небо»

«Белое пластиковое небо» — полнометражный дебют венгерских аниматоров Тибора Баноцки и Шаролты Сабо и один из самых неординарных мультфильмов 2023 года. Премьера картины состоялась на Берлинском фестивале в программе Encounters. Мультфильм был номинирован на премию Европейской киноакадемии как лучшая анимационная картина года, но уступил «Мечтам робота» Пабло Берхера.

На первый взгляд может показаться, что в 2123 году люди живут вполне счастливо: еда в ресторанах вкусная, музыка в клубах громкая, а городские квартиры обставлены со вкусом. На самом деле венгерские режиссёры показывают безысходный и депрессивный мир. Человек загнал себя в угол — а точнее, под купол, поскольку убил всё живое за пределами Будапешта. Земля вне города похожа на выжженную пустыню из «Безумного Макса». По-настоящему пугает и центральный образ фильма: людей превращают в специальные съедобные деревья, из которых будет создана пища для других. Получается бесконечная человеческая мясорубка, безотходное и бездушное производство. Учёные с восхищением рассказывают о прорывном открытии, отбрасывая в сторону этические вопросы. И куда движется человечество? Получается, выживание важнее любви, счастья, эмоций.

Кадр из анимационного фильма «Белое пластиковое небо»

Кадр из анимационного фильма «Белое пластиковое небо»

Если Стефан как-то смог смириться с новым миропорядком, то Нора в глубокой депрессии. Супруг-психолог совершенно не замечает, как потускнела жена со смертью общего ребёнка. Пожалуй, разобщённость и отсутствие нормальной коммуникации — ещё одни бросающиеся в глаза черты антиутопического будущего.

Центральной темой картины становятся отношения человека с природой. Измывавшиеся над Землёй в течение нескольких веков люди всё-таки смогли убить экологию. «Белое пластиковое небо» по сеттингу напоминает «Навсикаю из Долины ветров» Хаяо Миядзаки. У венгерских аниматоров, как и у японского классика, пессимистичное отношение к деятельности человека. Фактически мультфильм является призывом одуматься и остановиться, пока ещё не слишком поздно. В постапокалиптических сюжетах зачастую авторы оставляют зрителям надежду на восстановление знакомого мира, в конце пути героев ждут проблески надежды, но венгерская анимация беспощадна. Да и стоит ли вообще жить в городе, где люди поедают себе подобных, пусть и ставших деревьями? Логичным решением видится побег куда подальше. Неудивительно, что довольно быстро «Белое пластиковое небо» превращается в роуд-муви, что также позволяет наглядно показать масштабы глобальной катастрофы.

В центре сюжета личная драма супружеской пары. После добровольной имплантации внутри Норы растёт дерево, Стефан ищет возможность спасти любимую. В дороге паре предстоит впервые за долгое время поговорить и прислушаться друг к другу. По слухам, где-то в горах, вдали от Будапешта, расположена лаборатория гениального профессора, который может помочь Норе. «Белое пластиковое небо» — среди прочего история любви. Стефан, понимая, что может через пару дней потерять супругу навсегда, переосмысляет всю жизнь, заново расставляет приоритеты. Конечная точка в путешествии мужа и жены — принятие общей беды и понимание.

Кадр из анимационного фильма «Белое пластиковое небо»

Кадр из анимационного фильма «Белое пластиковое небо»

Экспериментальное «Белое пластиковое небо» выполнено в технике ротоскопирования, то есть перерисовки отснятого материала с настоящими актёрами и декорациями. Это не новая техника, но всё равно впечатляющая. Фильм полностью нарисован от руки большой командой мультипликаторов. Это традиционная и крайне реалистичная 2D-анимация, а вот локации созданы в 3D. В течение нескольких лет Баноцки и Сабо тщательно отбирали фотографии природных объектов и текстур, а затем были использованы эффекты, имитирующие дождь, песчаную бурю и не только. Получается действительно зрелищно, а эмоции актёров не дают фильму превратиться в бездушную компьютерную игру.

Любителям экшена сразу стоит приготовиться к крайне неспешному повествованию. У венгерских режиссёров не было задачи сделать лихую фантастику. «Белое пластиковое небо» — философская притча о любви, выборе и отсутствии выбора, отношениях человека с природой и маленьком бунте против системы. Новизна картины в амбивалентности. Мир «Белого пластикового неба» настолько жесток и неправилен, что, возможно, смерть в объятьях друг друга лучше медленного угасания в ожидании трансформации в дерево или же попытки веселиться и не рефлексировать вовсе. Остаётся надеяться, что мы всё-таки не доживём до подобной реальности, хоть люди и очень стараются сделать постапокалиптическую антиутопию былью.

Текст: Максим Ершов
3 комментария
А
А я не смогла смотреть , рисовка очень уж нафталиновая. И там где вы пишите "неспешный", я бы сказала "еле живой, местами мёртвый "
Скрыть 2 ответа
2 ответа
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?